Блинникова Ольга Николаевна,
аспирант кафедры социологии ЛГТУ

Пачин Александр Романович,
студент института инженеров транспорта ЛГТУ
(научный руководитель –
доктор психологических наук, профессор Н.Н. Пачина)
dorofeeva_81@mail.ru
aleks@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрываются основы полипрофессионального самоопределения поколения Z, дается определение полипрофессиональному самоопределению, описываются психологические особенности поколения Z, обосновывается необходимость применения технологии портфолио для полипрофессионального самоопределения поколения Z.

Ключевые слова: полипрофессиональное самоопределение, поколение Z, психологические особенности, технология портфолио.

 

В современной экономической ситуации появляются новые профессии, ориентированные на универсальные компетенции, которые обеспечивают способность решать разноплановые задачи. Узкая специализация приветствуется, но не всегда бывает востребована. Все более ценятся универсальные компетенции, которые необходимы для реализации определенного количества профессиональных деятельностей[2]. Понимание  такой ситуации мотивирует молодежь на построение своего образовательно-профессионального маршрута с учетом приобретения двух и более профессий. Процесс профессионального самоопределения личности можно рассматривать как «процесс, происходящий в двух плоскостях: определение своего места в мире профессий и определение места профессии в своей жизнедеятельности» [1].

Полипрофессиональное самоопределение-самоопределение в двух и более профессиональных деятельностях. Необходимо отметить специфику самоопределения поколения, которое называют поколением Z.  Данное поколение, родившееся с 1995 по 2010 годы, воспринимают мир через призму интернета. Именно интернет определяет жизненную позицию, профессиональную ориентацию, внутренние ценности, мировоззрение. Необходимо отметить несколько психологических особенностей данного поколения, характеризующих их как будущих специалистов. По исследованиям О. Селендеевой это «техноголики; прагматики и реалисты; независимы и эгоистичны; многозадачны; предприимчивы; cоциально открыты; требовательны»[5].

Аналитики McCrindle Research выделяют следующие тренды образования подрастающего поколения: «обучение всю жизнь и инновационное мышление; адаптивное мышление, совместное обучение»[5]. Данные тренды характерны для полипрофессионального самоопределения поколения Z.

Необходимо отметить специфику полипрофессионального самоопределения поколения Z. Полипрофессиональное самоопределение поколения Z  социально ориентировано, осуществляется через передачу информации через сотрудничество, обмен мнениями, идеями. Освоение спонтанное или планомерно организованное информационной компетентности способствует более быстрому погружению в мир нанотехнологий, приобретению навыков трехмерной печати, быстрому поиску необходимой информации, ее систематизации. Все это является планомерной подготовкой к освоению профессий, которые только зарождаются, и для которых необходимо выполнение полипрофессиональных задач.

Самой востребованной технологией полипрофессионального самоопределения является технология портфолио[3]. Технология портфолио — это инструмент построения индивидуально-профессионального маршрута в освоении двух и более профессиональных деятельностей. Для поколения Z актуальным будет использование информационно-коммуникационных средств в работе с данной технологией [4]

Использование биографического, профессиологического, акмеологически-диагностического методов полипрофессионального самоопределения позволит поколению Z быть вооруженным знаниями, умениями в полипрофессиональном самоопределении.

Сопровождение полипрофессионального самоопределения поколения Z позволит с наименьшими затратами найти себя в тех видах деятельности, в которых самореализация будет достаточно высокой.

Библиографический список

1 Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.

2. Пачина, Н.Н. Полиорганизационная компетентность персонала: структура, содержание/ Н.Н. Пачина, С.А. Поздняков, А.Р. Пачин//Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. Сборник научных статей по результатам III международной научно-практической конференции. 2018. С. 107-110 https://www.elibrary.ru/author_items.asp

3.Пачина, Н.Н Самопрезентация достижений средствами технологии портфолио (к пятилетнему юбилею конкурса «Лучшее портфолио Липецкой области» Региональное образование: современные тенденции. 2016. №2 (29) с. 132-135 https://www.elibrary.ru/author_items.asp

4.Пачина, Н.Н. Формирование индивидуальных карьерных планов средствами информационных  и коммуникационных технологий/ Н.Н. Пачина, В.П. Кузовлев, Н.В. Кузовлева, А.А. Самойлов//Педагогическая информатика.2017.№3, с.89-97 https://www.elibrary.ru/author_items.asp

5.Селендеева, О. Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром https://rb.ru/opinion/uchit-pokolenie-z/

30 комментариев

  1. На базовом уровне в случае недостаточной мотивации у ученика ситуация может быть обращена : сформировавшиеся при изучении других школьных дисциплин универсальные учебные действия могут стать существенным подспорьем в овладении трудным для учащегося конкретным предметом. С точки зрения проблемы противодействия экстремизму потенциал образовательной деятельности должен быть направлен на получение личностных результатов, включающих сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции и правосознание. Этого невозможно добиться без формирования целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям и их убеждениям, освоения социальных норм и правил поведения, развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Что же может предложить в этом отношении современная школа, являющаяся продуктом Просвещения и остающаяся приверженной его идеалам несмотря на всю критику современной профессиональной философии? Современный уровень развития естественных и гуманитарных наук объективно таков, что не позволяет единым общим образом способствовать достижению указанных целей. Вместе с тем, имеются отдельные школьные предметы, в которых учитель, не стремясь во чтобы то ни стало достигнуть требуемых личностных результатов, двигаясь строго в рамках собственного учебного материала, способен в то же время достигать желаемых результатов.

  2. I do accept as true with all of the ideas you have offered on your post.
    They are very convincing and can definitely work. Still, the posts are too
    brief for beginners. Could you please extend them a little from subsequent time?
    Thanks for the post.

  3. I just wanted to thank you a lot more for your amazing website you have produced here.
    It truly is full of useful tips for those who are truly interested in this subject, primarily
    this very post. You’re really all so sweet along with thoughtful of others
    and reading your site posts is a fantastic delight to me.
    And that of a generous reward! Ben and I usually have pleasure making use of your tips in what
    we must do in a month’s time. Our list is a
    kilometer long and simply put tips will certainly
    be put to great use.

    Here is my page; Keto Vibe Pills Review

  4. I do not create many remarks, but after looking at through a few of the remarks on ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z — «Школа молодых ученых» по проблемам гуманитарных наук.
    I actually do have a few questions for you if it’s allright.
    Could it be simply me or does it give the impression like some of the responses
    look as if they are left by brain dead visitors? 😛 And, if you are writing
    at other online social sites, I would like to follow everything
    new you have to post. Could you make a list of the complete urls of all
    your social community pages like your twitter feed, Facebook page or linkedin profile?

    Feel free to surf to my blog — Errol

  5. WINSPORT77 adalah agen judi slot online terpopuler yang
    mendapat izin sah dari website joker123.net menyediakan website joker123.ninja
    dengan laman pilihan link joker123.net untuk login dan memainkan game Slot Online, Tembak
    Ikan dan Casino Online Uang Asli, dengan mempergunakan 1 id permainan saja.

    Cuma disini Anda dapat bermain game QQ Slot Online Terbaru dan Terlengkap dan game judi tembak ikan di telpon seluler Android serta
    IOS anda. Anda bisa download aplikasi/apk judi online Joker123 di handphone.
    anda juga bisa memainkan gamenya melewati situs joker123 seketika.

    Cuma Cukup bermodalkan 25 ribu anda sudah bisa bermain semua ragam permainan yang tersedia di joker123.

  6. hello there and thank you for your information ?
    I have definitely picked up anything new from right
    here. I did however expertise several technical points
    using this site, since I experienced to reload the website lots of times previous to
    I could get it to load correctly. I had been wondering if your web hosting is OK?

    Not that I am complaining, but slow loading instances
    times will very frequently affect your placement in google and can damage
    your high quality score if ads and marketing with Adwords.
    Anyway I’m adding this RSS to my email and can look out for a lot more
    of your respective intriguing content. Make sure you update this again very
    soon.

    Feel free to visit my webpage :: Breeze Tech Review

  7. This is the perfect site for anybody who would like to
    understand this topic. You realize a whole lot its almost
    hard to argue with you (not that I personally would want to?HaHa).

    You certainly put a new spin on a subject which has been discussed for ages.
    Excellent stuff, just wonderful!

    my website; Kodo Detox Patch

  8. Aw, this was an incredibly nice post. Spending some time and actual effort to generate
    a great article? but what can I say? I hesitate a whole lot and don’t seem to get anything done.

    My blog post — Romeo

  9. Очень полезная информация спасибо. При установке окон важны 3 вещи: профессионализм сотрудников, качество профиля и фурнитуры, а также отношение к клиенту, на основании этого сформирован рейтинг оконных компаний который поможет определить кто есть кто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.