Аверкиева Анастасия Александровна,
студент института истории и культуры ЕГУ имени И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат исторических наук, доцент О.Г. Некрылова)
anastaciakopteva@yandex.ru
Аннотация. Актуальность темы исследования определяется изучением государственной политики в области образования именно 1920-е гг. XX в., временем, насыщенным в российской истории и педагогике новаторскими поисками, достижениями и ошибками, связанными с разработкой нового содержания общего среднего образования.
Ключевые слова: История России, реформирование образования в 1920-е гг., программы Государственного ученого совета (ГУСа), комплексный метод преподавания.
Изменения, произошедшие в России после революционных событий Октября 1917 г., при всей их противоречивости в современных оценках, в результате привели к реформированию всех сторон общественно-политической жизни страны. Неотъемлемой частью борьбы за социализм, по мнению большевиков, являлась культурная революция и создание новой системы образования. Система народного образования и ее основное звено — средняя школа также преобразовывались на демократических основах, что привело к радикальным изменениям всех сторон школьной жизни. Особый интерес представляет содержательный потенциал, заключенный в радикальной реформе, связанной с теоретической разработкой и практическим осуществлением в отечественной педагогике 1920-х гг. идеи «Единой трудовой школы».
Основополагающими документами, определившими на долгие годы школьную политику стали утвержденные ВЦИК и подписанные Я. М. Свердловым 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». В документах провозглашались основные принципы, на которых должна была строиться новая система образования. В «Положении» суммировались изданные ранее декреты, узаконивались проводимые реформы и утверждались принципиальные основы социалистической школы.
Первоочередной задачей в деле строительства новой социалистической школы СНК объявлял достижение «в кратчайшие сроки всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения» [5, С. 8]. Главной составляющей реформы системы образования в 1920-е гг. стала разработка нового содержания общего среднего образования. Основу плана демократизации советской школьной системы также составили принципы единства, светскости, преемственности и равенства всех граждан в получении образования, общедоступности и преподавания на родном национальном языке.
Первые постановления и документы советской власти подвергли резкой критике содержание и методы обучения дореволюционной школы. Руководством Наркомпросса и ведущими педагогами 1920-х годов критиковалась классно-урочная система, которая по их мнению, не учитывает возрастные особенности учащихся и препятствует раскрытию индивидуальности ребенка. Классно-урочная система объявлялась непригодной и с точки зрения социального заказа, т.к. не способствовала развитию активной социалистической личности и приводила школу к оторванности от потребностей реальной жизни. Естественным следствием такой критики стало требование построения новой школы, новой педагогики, новой системы образования. В результате в 1920-е гг. получает развитие идея трудовой школы – школы, в которой центральным «предметом» становится труд, как основа всей общественной жизни.
Общее направление перестройки школы было определено в программных документах, подготовленных Наркомом просвещения «Основные принципы единой трудовой школы». В документах провозглашались такие принципы как единая бесплатная школа для всех детей всех слоев населения, светскость школы, полное равенство всех национальностей, мужчин и женщин и др.
Критикуя дореволюционную систему образования, деятели народного образования выделяли следующие её недостатки: большое количество теоретических знаний, не связанных с практической деятельностью, преобладание словесных методов обучения, наличие классно-урочной системы, обрекающей учащихся на пассивное восприятие учебного материала. Нарком просвещения А.В. Луначарский в статье «О социальном воспитании» (1918г.) задавая вопрос о воспитании «для кого воспитывается человек: для себя или для общества», в заключении отвечает «ребенок воспитывается в интересах социалистического общества. Этим должны определяться и формы, и содержание, и методы работы школы» [7, c. 152]. Эта установка, обусловленная идеями большевизма, определяла все направление последующего строительства советской школы.
Концепция нового содержания образования была сформирована научно-педагогической секцией Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР (ГУСа). В состав ГУСа входили такие крупные ученые-педагоги как П.П. Блонский, Г.О.Гордон, А.Г. Калашников, М.В.Крупенина, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н.Шульгин — всего более 50 человек. В 1921-1929 гг. научно-педагогическая секция являлась теоретическим центром Наркомпроса по разработке широкого спектра проблем содержания образования.
С первых дней после Октябрьской революции советские педагоги начали работу по созданию новых программ и методов организации школьной работы. Первый этап с 1917 по 1920 гг. в этом сложном процессе можно назвать беспрограммным этапом. Это было время не выработки принципиальных основ советской педагогике, а попытки оформить основы новой системы образования в виде конкретных программ и учебных планов. В 1920 г. были разработаны так называемые примерные программы для единой трудовой школы. Их можно назвать программами «советизированной гимназии». Характеризуя их необходимо отметить, что с одной стороны, они отличались перегруженность учебного материала, а с другой, свобода, предоставленная учителям пользоваться ими только как примерными, привела к тому, что программы эти фактически в школу введены не были.
Однако, несмотря на присутствующие в программах методические ошибки, они сыграли значительную роль в выработке нового, революционного содержания советской школы. Работа над программами находилась под пристальным вниманием советской общественности. 4 января 1921 г. газета «Правда» выпустила статью «Педагогический футуризм и задачи советской школы». В статье указывалось, что «переходная школа в деловой постановке ещё не далеко ушла от «идеальной», что её руководители не совсем спустились с неба на землю, а скорее висят между небом и землёй» [1, с.15]. Наибольшую критику вызвали предложения авторов программ, о том, что вводимые в учебный план дисциплины физика, химия не должны изучаться как отдельные школьные предметы. Таким образом, газета «Правда» определила важнейшие требования к методике построения программ, предъявляемые передовым учительством.
Положительной стороной рассматриваемых программ, на наш взгляд, являлся акцент на принцип самостоятельности и активного творчества учащихся в процессе изучения предметов. Рекомендовалось практиковать самостоятельность в обучении, а именно писать домашние сочинения, рефераты, устраивать исторические вечера, инсценировки, спектакли, выставки, организовывать кружки, экскурсии, самостоятельно издавать журналы и сборники.
Программы ГУСа рассматривались Наркомпросом как ориентировочный образец, который должен был оказать школе помощь при составлении региональных программ. Обязательной являлась только программа по обществоведению, т.к. в условиях мобилизации всех физических и духовных сил на борьбу против врагов молодой Советской республики изучение обществоведения могло превратить школу в очаг советской пропаганды.
В 1923–1925 гг. были опубликованы новые программы, получившие название «Программы ГУСа». В школах получило распространение, так называемое комплексное преподавание, которое стало результатом критики и отрицания предметной системы обучения дореволюционной педагогики. За основу всей системы образования был взят комплексный метод обучения, а предметное преподавание заменялось изучением конкретного жизненного материала. Сущностью комплексной системы преподавания, заключалась, во-первых в концентрации вокруг одной общей темы, заменяющей группировку учебного материала по предметам, во-вторых использование исследовательских методов обучения. Таким образом связать жизнь школы с современностью, преодолеть барьер, который отделял школу учебы от жизни, стремление направить всю работу школы на изучение трех основных факторов: природы, трудовой деятельности людей и общества в свете научного марксизма, — вот главные положения , которые нашли свое отражение в новых программных документах.
Необходимо отметить, что сама идея комплексности, положенная в основу структурного построения программ, призвана была создать наиболее соответствующие психолого-возрастным особенностям учащихся, специфике их мышления на разных ступенях обучения конкретные представления о связи между различными областями знания. Программы ГУСа впервые не только в нашей отечественной, но и в западной педагогике поставили актуальную проблему межпредметных связей, интеграции учебных дисциплин и предложили новаторский для своего времени вариант ее решения.
Среди сторонников комплексного преподавания, основанного на принципе концентрации, было много педагогов (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. Г. Калашников, Р. Зейдель), которые в центр ставили трудовые процессы общества. Предполагалось, например, что в ходе изучения обществоведения в школе II ступени на первом году изучалась тема «Земледельческий труд и все связанное с ним в природе и обществе», на втором — «Промышленный труд», на третьем — «Вопросы организации труда и организации общества на базе производственных отношений»», на четвертом — «История труда», на пятом — «Современность и научная организация труда». Интересны приемы изучения материала, предложенные авторами программ – это экскурсии, наблюдения, составления схем управления предприятием, ведение дневника политических событий, однако нигде не встречается даже упоминания о роли учебников в образовательном процессе. Советский педагог А. Ф. Рындич в начале 1920-х гг. называл комплексный метод «одним из краеугольных камней советской педагогики». Однако он подразумевал под ним, во-первых, осуществление межпредметных связей, чтобы программы были согласованы друг с другом, логически связаны, во-вторых, требование «связанности всего преподавания, но не исключающего предметного построения учебного плана» [7, c.54].
Таким образом, программы 1925 года представляли собой своеобразный учебник политграмоты для педагогов, что создавало реальные возможности для преподавания обществоведения и вместе с тем усиливало идеологизацию учебно-воспитательного процесса [4, c.98]. Введение сложных как по своему содержанию, так и по форме программ не было подкреплено материальными и моральными стимулами для педагогических кадров.
Авторы гусовских программ также явно переоценили психолого-возрастные возможности детей (тем более физически и умственно ослабленных в социально-экономической и политической обстановке рассматриваемого периода) в овладении сложным образовательным материалом, к тому же крайне политизированным. Комплексные программы, по мнению руководителей Наркомпроса, должны были дать учащимся верное диалектико-материалистическое понимание явлений природы и общества, связей между ними, вооружить знаниями о роли труда в строительстве нового, социалистического общества, преодолеть разобщенность учебных предметов и их отрыв от жизни. Знания о природе и обществе органически были связаны с трудом — основным стержнем программы.
Переход на новые программы и методы обучения не обошелся без трудностей и ошибок. Критикуя старую дореволюционную школу за отрыв от жизни, составители программы, вместо того чтобы наполнить предметы новым содержанием, призывали отказаться от их изучения, обратившись к познанию реальной жизни. Словесные методы обучения относили к числу «пассивных», не соответствующих задачам новой школы. В этом ярко проявлялось отсутствие у педагогов того времени умения диалектически подходить к изучению и решению вопросов обучения и воспитания, к оценке исторического наследия. В. И. Ленин, разъясняя ошибочность огульного отрицания старой школы, писал «Говорят, что старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зубрежки. Это верно, но надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, и надо уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма. Старая школа была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников. Но вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием» [3, c. 32].
Однако новые программы не только изменяли содержание образования. Их воплощение неизбежно требовало и кардинального переустройства всех компонентов школьной жизни. Такое принципиальное обновление было связано с коренными проблемами деятельности учебных заведений, педагогов и учащихся, а также с выполнением социального заказа, что потребовало от учителей отказа от прежних форм и методов, коренного переустройства учебно-воспитательного процесса. Все это привело к тому, что в реализации новой концепции содержания образования возникли серьезные трудности и противоречия.
После своего издания уже на I Всесоюзном съезде учителей (1925г.) программы были подвергнуты резкой критике за полное отсутствие предметных связей между теоретическими знаний и практическими навыками в процесс преподавания различных дисциплин. Возникла необходимость содержательной перестройки всего программного материала. В результате сложившегося положения учителя были вынуждены стать на путь самостоятельных методических исследований и программного творчества. В Москве создается большое количество научно педагогических институтов, развернувшись работу программного и методического характера.
Изучение местных вариантов и опыта лучших школ дали возможность создать стабилизированные программа уже к 1927 г. Программы 1927 г. стали основными, применяемыми всеми без исключения школами II ступени РСФСР. После выхода их в свет начинается усиленная работа над созданием учебников, пособий и методических разработок. А.В. Луначарский так отзывался о новых программах: «Это есть нечто в полном смысле замечательное. Это такая вещь, которая, если мы сумеем ее развить, будет иметь всемирное значение» [4, c.74]. Ему вторил М.Н. Покровский: «Марксистский подход к преподаванию чрезвычайно облегчается принятой в наших учебных планах комплексной системой. Она как нельзя лучше способствует превращению обучения в средство распространения известного мировоззрения. Марксистским мировоззрением может, при комплексной системе, быть проникнут каждый урок, каждая беседа с учащимися» [8, с.54].
Учебный план 1927 г. восстановил дисциплины естественнонаучного и общественно-политического характера. Несмотря на то, что программы не являлись предметными, в них, в отличие от прежних, закреплялся обязательный минимум систематических знаний по учебным предметам, что было шагом вперед на пути преодоления ошибок в программно-методической работе в начале 1920-х гг. Однако, первый опыт реализации новых программ показал, что они, устанавливая связь между школой и жизнью, привлекая учащихся к активной общественной деятельности, не обеспечивали усвоения учащимися прочных знаний по основным школьным предметам.
Анализируя программы ГУСа, следует иметь в виду те исторические условия, в которых они разрабатывались. С одной стороны, в начале 1920-х гг., когда перед советскими педагогами стояла задача строительства принципиально новой школы, внесения в ее работу революционного содержания, программы ГУСа, несмотря на многие недостатки, способствовали решению поставленных целей [6, c.111]. В основе программ лежало стремление приблизить содержание образования к жизни ученика, преодолеть его отчуждение от самого учебного процесса, что особенно важно сейчас, когда в современной школе все более отчетливо получает развитие личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Реализация нового содержания образования, воплощенного в программах ГУСа, в результате привела к существенным положительным факторам, вызвавшим прогрессивное развитие массовой школы. Однако негативные обстоятельства, как идейно-политического, так и материально-педагогического плана, обусловили серьезные деформации процесса осуществления концепции образования. В итоге, в начале 1930-х гг. это привело к отходу от нее и выработке другого варианта содержания общего среднего образования, соответствующего парадигме «школы учебы».
Библиографический список
- Батурин Н. Н. Педагогическийфутуризм и задачи советской школы / Н. Н. Батурин // Правда. — 1921. — № 2.-С.11-17
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. — 5-е изд. — Москва : Госполитиздат, 1958-1965.- Т. 41.- 300с.
- Ленин В.И. План учебно-воспитательной работы // Коммунистическое просвещение. — 1923. — № 4—5. — С.15-60
- Луначарский А. В. Значение новых программ / А.В. Луначарский // Народное просвещение. — 1923. — № 4–5. — С. 72-78.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. // Сборник документов. 1917—1973 гг. / А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. -М.: Педагогика, 1974.- 560 с.
- Некрылова О.Г. Развитие системы школьного исторического образования в 1920-е гг. / О.Г. Некрылова // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — № 3(20). – 2019. — С.107-113.
- Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
- Покровский М.Н. К итогам первой сессии ГУС / М.Н. Покровский // Правда. — 1929.- с. 46-58
64 комментария
10 ноября 1966 года — Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Министерству просвещения СССР и Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик поручалось ввести в общеобразовательных школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так, в 5—7-х и 10-х классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9-м классе — новый предмет — «Начальная военная подготовка», а в 7-м классе — «Основы Советского государства и права». 3 июня 1967 года — Специальное постановление № 502 Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». В нём Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР дано указание разработать научно обоснованные требования к содержанию и объёму школьных учебников и «организовать подготовку рукописей стабильных школьных учебников по основным дисциплинам учебного плана средней общеобразовательной школы».
Fascinating blog! Is your theme custom made or did you download
it from somewhere? A theme like yours with a few simple adjustements would
really make my blog shine. Please let me know where you got your theme.
With thanks
I do believe all of the ideas you have presented on your post.
They are very convincing and will certainly work. Still, the
posts are very quick for beginners. May you please extend them
a little from subsequent time? Thank you for the post.
Howdy are using WordPress for your site platform?
I’m new to the blog world but I’m trying to get started and create
my own. Do you need any coding knowledge to make your own blog?
Any help would be really appreciated!
Here is my website — Boltz Pro Review
Howdy I am so grateful I found your blog, I really found you by
mistake, while I was researching on Google for something else, Anyways
I am here now and would just like to say thanks for a fantastic post and a all round thrilling blog (I also
love the theme/design), I don’t have time to read it all at the minute but I have bookmarked it and also included
your RSS feeds, so when I have time I will be back to read a lot more, Please do keep up the
fantastic job.
Stop by my web page :: Boltz Pro Reviews
I think this is one of the most vital info for me. And i am glad reading your article.
But should remark on few general things, The web site style is great,
the articles is really great : D. Good job, cheers
Here is my homepage :: Boltz Pro
This is a topic that is close to my heart… Take care!
Where are your contact details though?
Also visit my site — Nuubu Detox Patches
The very next time I read a blog, Hopefully it won’t disappoint me as much as
this one. After all, I know it was my choice
to read through, however I truly believed you would probably have something interesting to say.
All I hear is a bunch of complaining about something
that you could fix if you were not too busy looking for
attention.
my web blog: http://www.youxi2020.cn
Simply desire to say your article is as amazing.
The clearness in your post is simply excellent and i could assume you’re an expert on this
subject. Fine with your permission let me to grab your feed to keep up to date with forthcoming post.
Thanks a million and please continue the gratifying work.
Here is my blog post https://sheriffptacentral.co.za
Currently it appears like WordPress is the best blogging platform out there right now.
(from what I’ve read) Is that what you are using on your blog?
Here is my web blog :: Brightness CBD Oil
I don’t even know the way I finished up right here, however I
believed this put up used to be good. I do not realize who you’re however certainly you’re
going to a well-known blogger in case you aren’t already.
Cheers!
My web page; Brightness CBD Review
Hi i am kavin, its my first time to commenting anywhere, when i read this
piece of writing i thought i could also create comment due to this good
post.
my web blog; ACV Advanced Gummies
I really like your blog.. very nice colors & theme.
Did you make this website yourself or did you hire someone
to do it for you? Plz respond as I’m looking to create my own blog
and would like to find out where u got this from. many thanks
My web-site: Elevate Neuro Review (http://163.30.42.16/~health2017/userinfo.php?uid=4372580)
Hey there! Quick question that’s totally off topic.
Do you know how to make your site mobile friendly? My blog looks weird when browsing from my iphone.
I’m trying to find a theme or plugin that might be able
to fix this problem. If you have any suggestions, please share.
Thank you!
my web site; MetaboFix Review
Hi there, just wanted to mention, I liked this blog post.
It was funny. Keep on posting!
WINSPORT77 yakni agen judi slot online terpopuler yang memperoleh izin sah dari
laman joker123.net menyediakan situs joker123.ninja dengan website pilihan tautan joker123.net untuk login dan memainkan game Slot Online, Tembak Ikan dan Casino Online Uang Orisinil, dengan mempergunakan 1 id permainan saja.
Cuma disini Anda bisa bermain game QQ Slot Online Terupdate dan Terlengkap dan game judi tembak
ikan di hp Android serta IOS anda. Anda dapat unduh aplikasi/apk judi
online Joker123 di handphone. anda juga dapat memainkan gamenya melewati situs joker123
segera. Hanya Cukup bermodalkan 25 ribu anda telah bisa bermain seluruh macam permainan yang tersedia di
joker123.
great points altogether, you simply gained a new reader.
What would you recommend about your publish that you simply made a few days
ago? Any positive?
Also visit my blog :: Margarita
This is a very good tip especially to those new to the blogosphere.
Simple but very accurate info… Thanks for sharing this one.
A must read article!
Take a look at my page — Keto Vibe Pills Review
Do you mind if I quote a couple of your posts as long as I provide credit and sources back to your website?
My blog is in the exact same area of interest as yours and my visitors
would truly benefit from a lot of the information you present
here. Please let me know if this okay with you.
Cheers!
Here is my homepage … Burst Audio Earbuds Reviews
This is really interesting, You’re an excessively skilled blogger.
I have joined your rss feed and look ahead to in quest
of more of your excellent post. Additionally, I have shared
your website in my social networks!
My website; shihan.com.ru
I’m really impressed along with your writing talents as smartly as with the
structure on your weblog. Is that this a paid subject or did
you customize it your self? Either way stay up the nice quality writing, it’s rare to peer
a nice weblog like this one nowadays..
Feel free to visit my blog — ACV Advanced Gummies Ingredients
Great site you have here.. It?s hard to find quality writing like yours these days.
I honestly appreciate individuals like you! Take care!!
Also visit my web site: Kodo Detox
Nice post. I learn something new and challenging on websites I stumbleupon on a daily basis.
It’s always interesting to read through articles from other authors and use something from their web sites.
Here is my webpage: https://lovegamematch.com/
Hey would you mind sharing which blog platform you’re using?
I’m planning to start my own blog in the near future but I’m having a difficult time deciding between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal.
The reason I ask is because your design and style seems different then most
blogs and I’m looking for something unique. P.S Apologies for being off-topic but
I had to ask!
Also visit my blog post; Nuubu Review
I just couldn’t leave your web site before suggesting that
I actually enjoyed the standard info a person supply for your visitors?
Is going to be back steadily in order to check
up on new posts
Take a look at my page … Tri-Bol Testo Pills
Terrific work! That is the kind of information that are meant to be shared around the web.
Disgrace on the seek engines for no longer positioning this
publish upper! Come on over and consult with my web site .
Thank you =)
Feel free to visit my web-site; Tonia
This excellent website certainly has all the information and facts I wanted about this subject and didn?t know who to ask.
Here is my web page: Tri-Bol Testo Reviews
I know this site gives quality dependent articles and additional
stuff, is there any other web page which provides such stuff in quality?
my web page: Mountain Pure CBD Gummies Review
What a stuff of un-ambiguity and preserveness of valuable knowledge about unexpected feelings.
my page — silvanus.us
I’m really impressed with your writing skills as well as with the
layout on your blog. Is this a paid theme or did you customize it yourself?
Anyway keep up the nice quality writing, it’s rare to see a great blog like this
one today.
my page Breeze Tech
Enjoyed examining this, very good stuff, appreciate it.
my blog post — MetaboFix Reviews
I wanted to make a brief message to be able to express gratitude to you for those nice suggestions you are giving here.
My time consuming internet lookup has finally been recognized with good quality strategies to talk about with my friends and
classmates. I ‘d tell you that we site visitors actually are undeniably blessed to exist in a fine website with very
many special individuals with good tactics. I feel quite fortunate to have used your web page and look forward to some more
fabulous minutes reading here. Thank you once more for a lot of things.
Also visit my site: portaldocloud.com
It’s in reality a nice and helpful piece of information. I am glad that you shared this helpful information with us.
Please stay us informed like this. Thank you for sharing.
Take a look at my web blog — Kodo Detox Patches Review
I am not sure where you’re getting your info, but good topic.
I needs to spend some time learning much more
or understanding more. Thanks for great information I was looking for this information for my mission.
my web page … https://forum.mesign.com/index.php?action=profile;u=794914
You have noted very interesting details! ps decent internet site.
my site: Keto Premium Shot
This site really has all the information I needed about this subject and didn?t know who to ask.
My web page — Tri-Bol Testo Review
This site definitely has all the info I needed about this
subject and didn?t know who to ask.
my webpage: Tri-Bol Testo Reviews
Spot on with this write-up, I actually believe this site
needs a lot more attention. I?ll probably be
back again to read more, thanks for the advice!
Feel free to visit my website … Kodo Detox Patches Review
Does your website have a contact page? I’m having problems locating it but, I’d like to send you an e-mail.
I’ve got some creative ideas for your blog you might
be interested in hearing. Either way, great blog and I look forward to seeing it improve over time.
My site :: https://o2o.jjfwpt.com
I think that what you posted was actually very reasonable.
But, think on this, what if you were to write a killer headline?
I am not suggesting your content isn’t good., but what if you added a post title that grabbed folk’s attention? I mean ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОВОГО
СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-Е ГГ.
XX ВЕКА — «Школа молодых
ученых» по проблемам гуманитарных наук is a
little boring. You should glance at Yahoo’s front page and
see how they create post titles to get viewers to open the links.
You might add a related video or a related pic or
two to get readers interested about what you’ve written. Just my
opinion, it would bring your posts a little livelier.
My web page :: Keto Vibe Pills Reviews
With havin so much written content do you ever run into any issues of plagorism or copyright violation? My site
has a lot of completely unique content I’ve either authored
myself or outsourced but it appears a lot of it
is popping it up all over the web without my permission. Do you know
any solutions to help protect against content from being ripped off?
I’d certainly appreciate it.
My web site Nuubu Detox Patches
Aw, this was an incredibly good post. Finding the time and actual effort to
create a good article? but what can I say? I procrastinate a whole lot and don’t
seem to get anything done.
Check out my blog — Tri-Bol Testo
I really like your blog.. very nice colors & theme.
Did you design this website yourself or
did you hire someone to do it for you? Plz answer back as I’m looking to construct my own blog and would like to find out where u
got this from. many thanks
Here is my blog … Kodo Detox
I do not even know how I ended up here, but I thought this post
was great. I do not know who you are but certainly you’re going to a famous blogger
if you aren’t already 😉 Cheers!
My web site Boltz Pro Review
I have to thank you for the efforts you’ve put in writing this blog.
I really hope to view the same high-grade blog posts from you in the future as well.
In fact, your creative writing abilities has motivated me to get my own, personal website now ;
)
My blog post … http://www.goldenanapa.ru
Howdy, I think your website could possibly be having internet browser compatibility issues.
Whenever I take a look at your website in Safari, it looks fine however,
if opening in IE, it’s got some overlapping issues.
I merely wanted to provide you with a quick heads up! Apart from that, wonderful website!
my blog post; http://www.atomy123.com/forum.php?mod=viewthread&tid=350355
Thanks for this post, I am a big fan of this internet site would like to continue updated.
My webpage; MetaboFix Reviews
Hey! Do you know if they make any plugins to help with Search Engine Optimization? I’m trying to get
my blog to rank for some targeted keywords but I’m not seeing very
good gains. If you know of any please share. Thanks!
Feel free to visit my blog post: Mandy
Hi there to every one, it’s in fact a good for me to pay a quick visit this site, it consists of useful Information.
Feel free to surf to my blog Breeze Tech Reviews
An impressive share! I have just forwarded this onto a co-worker who
has been doing a little research on this. And he actually ordered me breakfast due to the
fact that I discovered it for him… lol. So allow me to reword this….
Thank YOU for the meal!! But yeah, thanx for spending the time to talk
about this topic here on your web page.
Here is my homepage: http://anapa-alrosa.com.ru
Excellent beat ! I wish to apprentice at the same time
as you amend your site, how could i subscribe for a blog site?
The account helped me a appropriate deal. I have been a
little bit familiar of this your broadcast offered
brilliant clear concept
Feel free to surf to my web page … Boltz Pro Review
You could certainly see your enthusiasm in the paintings you write.
The sector hopes for even more passionate writers such
as you who are not afraid to say how they believe. At
all times follow your heart.
my web site … Nuubu Review
Of course, what a magnificent blog and revealing posts, I will bookmark your website.Best Regards!
My website: Nuubu Detox Patches
I really wanted to type a quick remark to thank you for those marvelous tips you are giving out
on this website. My time intensive internet lookup has at the end of
the day been honored with useful strategies to write about with my family.
I would tell you that most of us visitors actually are undoubtedly blessed
to live in a wonderful network with very many outstanding professionals with beneficial principles.
I feel quite privileged to have come across your website page and look forward to really more cool moments reading
here. Thanks once again for a lot of things.
Also visit my web site … Tri-Bol Testo
I pay a visit every day some sites and blogs to read posts, however this weblog gives quality based posts.
My web site — Tri-Bol Testo
We are a bunch of volunteers and opening a new scheme in our community.
Your website provided us with helpful information to work on. You have performed a
formidable task and our entire neighborhood shall be thankful to
you.
Feel free to surf to my webpage — Keto Vibe Pills Review
I’m still learning from you, as I’m making my
way to the top as well. I certainly love reading everything that is written on your blog.Keep the aarticles coming.
I liked it!
Check out my web site Breeze Tech Reviews
Keep working ,remarkable job!
My web-site; https://www.qijiang520.com/thread-122212-1-1.html
Your method of telling the whole thing in this piece
of writing is truly good, every one be capable of easily
know it, Thanks a lot.
Feel free to surf to my web site … Tri-Bol Testo Reviews
Hey there! Someone in my Myspace group shared this website with us so I came
to look it over. I’m definitely enjoying the information. I’m book-marking and will be tweeting this to my followers!
Great blog and great style and design.
My web-site :: Tri-Bol Testo Pills
Hello! I could have sworn I’ve been to this site
before but after browsing through a few of the posts I realized it’s new to me.
Anyhow, I’m definitely happy I discovered it and I’ll be book-marking
it and checking back regularly!
Also visit my web site; https://islamturkbirligi.tk/index.php?action=profile;u=85240
What’s up, after reading this awesome article i am also cheerful
to share my familiarity here with mates.
Feel free to visit my homepage Tri-Bol Testo
Информация очень интересная. В интернет магазине CompDay можно купить любую технику для дома https://www.compday.ru/ , мне нравится что доставляют прямо домой.
Спасибо большое вам за информацию. Про драгон мани отзывы везде положительные, и выиграть многим удается, и деньги выводятся без проблем