Аверкиева Анастасия Александровна,
студент института истории и культуры ЕГУ имени И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат исторических наук, доцент О.Г. Некрылова)
anastaciakopteva@yandex.ru

 

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется изучением государственной политики в области образования именно 1920-е гг. XX в., временем, насыщенным в российской истории и педагогике новаторскими поисками, достижениями и ошибками, связанными с разработкой нового содержания общего среднего образования.

Ключевые слова: История России, реформирование образования в 1920-е гг., программы Государственного ученого совета (ГУСа),  комплексный метод преподавания.

 

Изменения, произошедшие в России после революционных событий Октября 1917 г., при всей их противоречивости в современных оценках, в результате привели к реформированию всех сторон общественно-политической жизни страны. Неотъемлемой частью борьбы за социализм, по мнению большевиков,  являлась культурная революция и создание новой системы образования. Система народного образования и ее основное звено — средняя школа также преобразовывались на демократических основах, что привело к радикальным изменениям всех сторон  школьной жизни. Особый интерес представляет содержательный потенциал, заключенный в радикальной реформе, связанной с теоретической разработкой и практическим осуществлением в отечественной педагогике 1920-х гг. идеи «Единой трудовой школы».

Основополагающими документами, определившими на долгие годы школьную политику стали утвержденные ВЦИК и подписанные Я. М. Свердловым 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». В документах провозглашались основные принципы, на которых должна была строиться новая система образования. В  «Положении» суммировались изданные ранее декреты, узаконивались проводимые реформы и утверждались принципиальные основы социалистической школы.

Первоочередной задачей в деле строительства новой социалистической школы СНК объявлял достижение «в кратчайшие сроки всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения» [5, С. 8].  Главной составляющей реформы системы образования в 1920-е гг. стала разработка нового содержания общего среднего образования. Основу плана демократизации советской школьной системы также составили принципы единства, светскости, преемственности и ра­венства всех граждан в получении обра­зования, общедоступности и преподавания на родном нацио­нальном языке.

Первые постановления и документы советской власти подвергли резкой критике  содержание и методы обучения дореволюционной школы. Руководством Наркомпросса и ведущими педагогами 1920-х годов критиковалась классно­-урочная система, которая по их мнению, не учитывает возрастные особенно­сти учащихся и препятствует раскрытию индивидуальности ребенка. Классно-урочная систе­ма объявлялась непригодной и с точки зрения социального заказа, т.к. не способствовала развитию активной социалистической личности и приводила школу к оторванности от потребностей реальной жизни. Естественным следствием такой критики стало требование построения новой школы, новой педагогики, новой системы образования. В результате в 1920-е гг. получает развитие идея трудовой школы – школы, в которой центральным «предметом» становится труд, как основа всей общественной жизни.

Общее направление перестройки школы было оп­ределено в программных документах, под­готовленных Наркомом просвещения «Основные прин­ципы единой трудовой школы». В документах провозглашались такие принципы как единая бес­платная школа для всех детей всех слоев населения, светскость школы, полное равенство всех национальностей, мужчин и женщин и др.

Критикуя дореволюционную систему образования, деятели народного образования выделяли следующие её  недостатки: большое количество теоретических знаний, не связанных с практической деятельностью, преобладание словесных методов обучения, наличие классно-урочной системы, обрекающей учащихся на пассивное восприятие учебного материала. Нарком просвещения А.В. Луначарский в статье «О социальном воспитании» (1918г.) задавая вопрос о воспитании «для кого воспитывается человек: для себя или для общества», в заключении отвечает «ребенок воспитывается в интересах социалистического общества. Этим должны определяться и формы, и содержание, и методы работы школы» [7, c. 152]. Эта установка, обусловленная идеями большевизма, определяла все направление последующего строительства советской школы.

Концепция нового содержания образования была сформирована научно-педагогической секцией Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР (ГУСа).  В состав ГУСа входили такие крупные ученые-педагоги как П.П. Блонский, Г.О.Гордон, А.Г. Калашников, М.В.Крупенина, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н.Шульгин — всего более 50 человек. В 1921-1929 гг. научно-педагогическая секция являлась теоретическим центром Наркомпроса по разработке широкого спектра проблем содержания образования.

С первых дней после Октябрьской революции советские педагоги начали работу по созданию новых программ и методов организации школьной работы. Первый этап с  1917 по 1920 гг. в этом сложном процессе можно назвать беспрограммным этапом. Это было время не выработки принципиальных основ советской педагогике, а попытки оформить основы новой системы образования в виде конкретных программ и учебных планов.  В 1920 г. были разработаны так называемые примерные программы для единой трудовой школы. Их можно назвать программами «советизированной гимназии». Характеризуя их необходимо отметить, что с одной стороны, они отличались перегруженность учебного материала, а с другой, свобода, предоставленная учителям пользоваться ими только как примерными, привела к тому, что программы эти фактически в школу введены не были.

Однако, несмотря на присутствующие в программах методические ошибки, они сыграли значительную роль в выработке нового, революционного содержания советской школы. Работа над программами находилась под пристальным вниманием советской общественности. 4 января 1921 г. газета «Правда» выпустила статью «Педагогический футуризм и задачи советской школы». В статье указывалось, что «переходная школа в деловой постановке ещё не далеко ушла от «идеальной», что её руководители не совсем спустились с неба на землю, а скорее висят между небом и землёй» [1, с.15]. Наибольшую критику вызвали предложения авторов программ, о том, что вводимые в учебный план дисциплины физика, химия не должны изучаться как отдельные школьные предметы. Таким образом, газета «Правда» определила важнейшие требования к методике построения программ, предъявляемые передовым учительством.

Положительной стороной рассматриваемых программ, на наш взгляд, являлся акцент на принцип самостоятельности и активного творчества учащихся в процессе изучения предметов. Рекомендовалось практиковать самостоятельность в обучении, а именно писать домашние сочинения, рефераты, устраивать исторические вечера, инсценировки, спектакли, выставки, организовывать кружки, экскурсии, самостоятельно издавать журналы и сборники.

Программы ГУСа рассматривались Наркомпросом как ориентировочный образец, который должен был оказать школе помощь при составлении региональных программ. Обязательной являлась только программа по обществоведению, т.к. в условиях мобилизации всех физических и духовных сил на борьбу против врагов молодой Советской республики изучение обществоведения могло превратить школу в очаг советской пропаганды.

В 1923–1925 гг. были опубликованы новые программы, получившие название «Программы ГУСа». В школах получило распространение, так называемое комплексное препо­давание, которое стало результатом критики и отрицания предмет­ной системы обучения дореволюционной педагогики. За основу всей системы образования был взят комплексный метод обучения, а предметное пре­подавание заменялось изучени­ем конкретного жизненного материала. Сущностью комплексной системы преподавания, заключалась, во-первых в концентрации вокруг одной общей темы, заменяющей группировку учебного материала по предметам, во-вторых использование исследовательских методов обучения. Таким образом связать жизнь школы с современностью, преодолеть барьер, который отделял школу учебы от жизни, стремление направить всю работу школы на изучение трех основных факторов: природы, трудовой деятельности людей и общества в свете научного марксизма, — вот главные положения , которые нашли свое отражение в новых программных документах.

Необходимо отметить, что сама идея комплексности, положенная в основу структурного построения про­грамм, призвана была создать наиболее соответствующие психолого-возрастным особенностям учащихся, специфике их мышления на разных ступенях обучения конкретные представления о связи между различными областями знания. Программы ГУСа впервые не только в нашей отечест­венной, но и в западной педагогике по­ставили актуальную проблему межпред­метных связей, интеграции учебных дисцип­лин и предложили новаторский для своего времени вариант ее решения.

Среди сторонников комплексного пре­подавания, основанного на принципе кон­центрации, было много педагогов (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. Г. Калаш­ников, Р. Зейдель), которые в центр ста­вили трудовые процессы общества. Пред­полагалось, например, что в ходе изучения обществоведения в школе II сту­пени на первом году изучалась тема «Зем­ледельческий труд и все связанное с ним в природе и обществе», на втором  — «Промышленный труд», на третьем — «Вопросы организации труда и организации общества на базе производственных отно­шений»», на четвертом — «История труда», на пятом — «Современность и науч­ная организация труда». Интересны приемы изучения материала, предложенные авторами программ – это экскурсии, наблюдения, составления схем управления предприятием, ведение дневника политических событий, однако нигде не встречается даже упоминания о роли учебников в образовательном процессе. Советский педагог А. Ф. Рындич в начале 1920-х гг. называл комплексный метод «одним из краеугольных камней советской педагогики». Однако он подразумевал под ним, во-первых, осуществление межпредметных связей, чтобы программы бы­ли согласованы друг с другом, логиче­ски связаны, во-вторых, тре­бование «связанности всего преподавания, но не исключающего предметного по­строения учебного плана» [7, c.54].

Таким образом, программы 1925 года представляли собой своеобразный учебник политграмоты для педагогов, что создавало реальные возможности для преподавания обществоведения и вместе с тем усиливало идеологизацию учебно-воспитательного процесса [4, c.98]. Введение сложных как по своему содержанию, так и по форме программ не было подкреплено материальными и моральными стимулами для педагогических кадров.

Авторы гусовских программ также явно переоценили психолого-возрастные возможности детей (тем более физически и умственно ослабленных в социально-экономической и политической обстановке рассматриваемого периода) в овладении сложным образовательным материалом, к тому же крайне политизированным. Комплексные программы, по мнению руководителей Наркомпроса, должны были дать уча­щимся верное диалектико-материалисти­ческое понимание явлений природы и об­щества, связей между ними, вооружить знаниями о роли труда в строительстве нового, социалистического общества, пре­одолеть разобщенность учебных предме­тов и их отрыв от жизни. Знания о природе и обществе органически были связаны с трудом — основным стержнем программы.

Переход на новые программы и мето­ды обучения не обошелся без трудно­стей и ошибок. Критикуя ста­рую дореволюционную школу за отрыв от жизни, составители программы, вместо то­го чтобы наполнить предметы новым  содержанием, призывали отка­заться от их изучения, обратившись к познанию реальной жизни. Словесные ме­тоды обучения относили к числу «пассив­ных», не соответствующих задачам но­вой школы. В этом ярко проявлялось от­сутствие у педагогов того времени уме­ния диалектически подходить к изучению и решению вопросов обучения и воспи­тания, к оценке исторического наследия. В. И. Ленин, разъясняя ошибочность огуль­ного отрицания старой школы, писал «Говорят, что старая школа была школой учебы, шко­лой муштры, школой зубрежки. Это вер­но, но надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, и надо уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма. Старая шко­ла была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подог­нанных под общий ранжир чиновников. Но вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим зна­нием» [3, c. 32].

Однако новые программы не только изменяли содержание образования. Их воплощение неизбежно требовало и кардинального переустройства всех компонентов школьной жизни. Такое принципиальное обновление было связано с коренными проблемами деятельности учебных заведений, педагогов и учащихся, а также с выполнением социального заказа, что потребовало от учителей отказа от прежних форм и методов, коренного переустройства учебно-воспитательного процесса. Все это привело к тому, что в реализации новой концепции содержания образования возникли серьезные трудности и противоречия.

После своего издания уже на I Всесоюзном съезде учителей (1925г.) программы были подвергнуты резкой  критике за полное отсутствие предметных связей между теоретическими знаний и практическими навыками в процесс преподавания различных дисциплин. Возникла необходимость содержательной перестройки всего программного материала. В результате сложившегося положения учителя были вынуждены стать на путь самостоятельных методических исследований и программного творчества. В Москве создается большое количество научно педагогических институтов, развернувшись работу программного и методического характера.

Изучение местных вариантов и опыта лучших школ дали возможность создать стабилизированные программа уже к 1927 г. Программы 1927 г. стали основными, применяемыми всеми без исключения школами II ступени РСФСР. После выхода их в свет начинается усиленная работа над  созданием учебников, пособий и методических разработок. А.В. Луначарский так отзывался о новых программах: «Это есть нечто в полном смысле замечательное. Это такая вещь, которая, если мы сумеем ее развить, будет иметь всемирное значение» [4, c.74]. Ему вторил М.Н. Покровский: «Марксистский подход к преподаванию чрезвычайно облегчается принятой в наших учебных планах комплексной системой. Она как нельзя лучше способствует превращению обучения в средство распространения известного мировоззрения. Марксистским мировоззрением может, при комплексной системе, быть проникнут каждый урок, каждая беседа с учащимися» [8, с.54].

Учебный план 1927 г. восстановил дисциплины естественнонаучного и общественно-политического характера. Несмотря на то, что программы не являлись предметными, в них, в отличие от прежних, закреплялся обязательный минимум систематических знаний по учебным предметам, что было шагом вперед на пути преодоления ошибок в программно-методической работе в начале 1920-х гг. Однако, первый опыт реализации новых программ показал, что они, устанавливая связь между школой и жизнью, привлекая учащихся к активной общественной деятельности, не обеспечивали усвоения учащимися прочных знаний по основным школьным предметам.

Анализируя программы ГУСа, следует иметь в виду те исторические условия, в которых они разрабатывались. С одной стороны, в начале 1920-х гг., когда перед советскими педагогами стояла задача строительства принципиально новой школы, внесения в ее работу революционного содержания, программы ГУСа, несмотря на многие недостатки, способствовали решению поставленных целей [6, c.111]. В основе программ лежало стремление приблизить содержание образования к жизни ученика, преодолеть его отчуждение от самого учебного процесса, что особенно важно сейчас, когда в современной школе все более отчетливо получает развитие личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Реализация нового содержания образования, воплощенного в программах ГУСа, в результате привела к существенным положительным факторам, вызвавшим прогрессивное развитие массовой школы. Однако негативные обстоятельства, как идейно-политического, так и материально-педагогического плана, обусловили серьезные деформации процесса осуществления концепции образования. В итоге, в начале 1930-х гг. это привело к отходу от нее и выработке другого варианта содержания общего среднего образования, соответствующего парадигме «школы учебы».

Библиографический список

  1. Батурин Н. Н. Педагогическийфутуризм и задачи советской школы / Н. Н. Батурин // Правда. — 1921. — № 2.-С.11-17
  2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. — 5-е изд. — Москва : Госполитиздат, 1958-1965.- Т. 41.- 300с.
  3. Ленин В.И. План учебно-воспитательной работы // Коммунистическое просвещение. — 1923. — № 4—5. — С.15-60
  4. Луначарский А. В. Значение новых программ / А.В. Луначарский // Народное просвещение. — 1923. — № 4–5. — С. 72-78.
  5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. // Сборник документов. 1917—1973 гг. / А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. -М.: Педагогика, 1974.- 560 с.
  6. Некрылова О.Г. Развитие системы школьного исторического образования в 1920-е гг. / О.Г. Некрылова // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — № 3(20). – 2019. — С.107-113.
  7. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
  8. Покровский М.Н. К итогам первой сессии ГУС / М.Н. Покровский // Правда. — 1929.- с. 46-58

64 комментария

  1. 10 ноября 1966 года — Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Министерству просвещения СССР и Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик поручалось ввести в общеобразовательных школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так, в 5—7-х и 10-х классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9-м классе — новый предмет — «Начальная военная подготовка», а в 7-м классе — «Основы Советского государства и права». 3 июня 1967 года — Специальное постановление № 502 Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». В нём Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР дано указание разработать научно обоснованные требования к содержанию и объёму школьных учебников и «организовать подготовку рукописей стабильных школьных учебников по основным дисциплинам учебного плана средней общеобразовательной школы».

  2. Fascinating blog! Is your theme custom made or did you download
    it from somewhere? A theme like yours with a few simple adjustements would
    really make my blog shine. Please let me know where you got your theme.

    With thanks

  3. I do believe all of the ideas you have presented on your post.

    They are very convincing and will certainly work. Still, the
    posts are very quick for beginners. May you please extend them
    a little from subsequent time? Thank you for the post.

  4. Howdy I am so grateful I found your blog, I really found you by
    mistake, while I was researching on Google for something else, Anyways
    I am here now and would just like to say thanks for a fantastic post and a all round thrilling blog (I also
    love the theme/design), I don’t have time to read it all at the minute but I have bookmarked it and also included
    your RSS feeds, so when I have time I will be back to read a lot more, Please do keep up the
    fantastic job.

    Stop by my web page :: Boltz Pro Reviews

  5. I think this is one of the most vital info for me. And i am glad reading your article.
    But should remark on few general things, The web site style is great,
    the articles is really great : D. Good job, cheers

    Here is my homepage :: Boltz Pro

  6. The very next time I read a blog, Hopefully it won’t disappoint me as much as
    this one. After all, I know it was my choice
    to read through, however I truly believed you would probably have something interesting to say.
    All I hear is a bunch of complaining about something
    that you could fix if you were not too busy looking for
    attention.

    my web blog: http://www.youxi2020.cn

  7. Hey there! Quick question that’s totally off topic.
    Do you know how to make your site mobile friendly? My blog looks weird when browsing from my iphone.
    I’m trying to find a theme or plugin that might be able
    to fix this problem. If you have any suggestions, please share.
    Thank you!

    my web site; MetaboFix Review

  8. WINSPORT77 yakni agen judi slot online terpopuler yang memperoleh izin sah dari
    laman joker123.net menyediakan situs joker123.ninja dengan website pilihan tautan joker123.net untuk login dan memainkan game Slot Online, Tembak Ikan dan Casino Online Uang Orisinil, dengan mempergunakan 1 id permainan saja.

    Cuma disini Anda bisa bermain game QQ Slot Online Terupdate dan Terlengkap dan game judi tembak
    ikan di hp Android serta IOS anda. Anda dapat unduh aplikasi/apk judi
    online Joker123 di handphone. anda juga dapat memainkan gamenya melewati situs joker123
    segera. Hanya Cukup bermodalkan 25 ribu anda telah bisa bermain seluruh macam permainan yang tersedia di
    joker123.

  9. Hey would you mind sharing which blog platform you’re using?
    I’m planning to start my own blog in the near future but I’m having a difficult time deciding between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal.

    The reason I ask is because your design and style seems different then most
    blogs and I’m looking for something unique. P.S Apologies for being off-topic but
    I had to ask!

    Also visit my blog post; Nuubu Review

  10. Terrific work! That is the kind of information that are meant to be shared around the web.

    Disgrace on the seek engines for no longer positioning this
    publish upper! Come on over and consult with my web site .

    Thank you =)

    Feel free to visit my web-site; Tonia

  11. I’m really impressed with your writing skills as well as with the
    layout on your blog. Is this a paid theme or did you customize it yourself?
    Anyway keep up the nice quality writing, it’s rare to see a great blog like this
    one today.

    my page Breeze Tech

  12. I wanted to make a brief message to be able to express gratitude to you for those nice suggestions you are giving here.
    My time consuming internet lookup has finally been recognized with good quality strategies to talk about with my friends and
    classmates. I ‘d tell you that we site visitors actually are undeniably blessed to exist in a fine website with very
    many special individuals with good tactics. I feel quite fortunate to have used your web page and look forward to some more
    fabulous minutes reading here. Thank you once more for a lot of things.

    Also visit my site: portaldocloud.com

  13. I think that what you posted was actually very reasonable.

    But, think on this, what if you were to write a killer headline?

    I am not suggesting your content isn’t good., but what if you added a post title that grabbed folk’s attention? I mean ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ НОВОГО
    СОДЕРЖАНИЯ  ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-Е ГГ.
    XX ВЕКА — «Школа молодых
    ученых» по проблемам гуманитарных наук is a
    little boring. You should glance at Yahoo’s front page and
    see how they create post titles to get viewers to open the links.
    You might add a related video or a related pic or
    two to get readers interested about what you’ve written. Just my
    opinion, it would bring your posts a little livelier.

    My web page :: Keto Vibe Pills Reviews

  14. With havin so much written content do you ever run into any issues of plagorism or copyright violation? My site
    has a lot of completely unique content I’ve either authored
    myself or outsourced but it appears a lot of it
    is popping it up all over the web without my permission. Do you know
    any solutions to help protect against content from being ripped off?

    I’d certainly appreciate it.

    My web site Nuubu Detox Patches

  15. I really like your blog.. very nice colors & theme.
    Did you design this website yourself or
    did you hire someone to do it for you? Plz answer back as I’m looking to construct my own blog and would like to find out where u
    got this from. many thanks

    Here is my blog … Kodo Detox

  16. Hey! Do you know if they make any plugins to help with Search Engine Optimization? I’m trying to get
    my blog to rank for some targeted keywords but I’m not seeing very
    good gains. If you know of any please share. Thanks!

    Feel free to visit my blog post: Mandy

  17. An impressive share! I have just forwarded this onto a co-worker who
    has been doing a little research on this. And he actually ordered me breakfast due to the
    fact that I discovered it for him… lol. So allow me to reword this….

    Thank YOU for the meal!! But yeah, thanx for spending the time to talk
    about this topic here on your web page.

    Here is my homepage: http://anapa-alrosa.com.ru

  18. Excellent beat ! I wish to apprentice at the same time
    as you amend your site, how could i subscribe for a blog site?
    The account helped me a appropriate deal. I have been a
    little bit familiar of this your broadcast offered
    brilliant clear concept

    Feel free to surf to my web page … Boltz Pro Review

  19. I really wanted to type a quick remark to thank you for those marvelous tips you are giving out
    on this website. My time intensive internet lookup has at the end of
    the day been honored with useful strategies to write about with my family.
    I would tell you that most of us visitors actually are undoubtedly blessed
    to live in a wonderful network with very many outstanding professionals with beneficial principles.
    I feel quite privileged to have come across your website page and look forward to really more cool moments reading
    here. Thanks once again for a lot of things.

    Also visit my web site … Tri-Bol Testo

  20. Информация очень интересная. В интернет магазине CompDay можно купить любую технику для дома https://www.compday.ru/ , мне нравится что доставляют прямо домой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.