Гриднев Андрей Олегович,
магистрант института истории и культуры
ЕГУ имени И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат филологических наук, доцент Р.М. Иванова)

e-mail: regisfx@mail.ru

 

Аннотация.  Статья посвящена вопросам развития событийного туризма в Липецкой области. Исследование опирается на теоретико-методологические подходы, выработанные отечественными и зарубежными учеными, а также на исследования сферытуризма Липецкойобласти. На основе принятых подходов в изучении событийного туризма как феномена туризма автором предпринята попытка анализа типологических особенностей и особенностей локализации туристских событий на территории Липецкой области.

Ключевые слова: туризм, событийный туризм, Липецкая область, типология туристских событий.

В последнее десятилетие событийный туризм стал одним из стратегических направлений развития отрасли в регионах Российской Федерации. На региональном уровне в программных документах, регулирующих развитие туризма, событийный туризм отмечается как одно из приоритетных направлений развития.Такова ситуация в соседних с Липецкой областью регионах Центрально-Чернозёмного экономического района [9, 50].

Интерес к данному виду туризма обусловлен его видовыми особенностями.Событийный туризм основан на продвижении на рынке туризма разнообразных событий (культурных, спортивных, фольклорных и др.), которые не всегда создаются исключительно для туризма и могут существовать самостоятельно, например, местные праздники, такие как день города, Масленица и т.п. В таких ситуациях не нужно дополнительно инвестировать в организацию события, необходим бюджет на продвижение. Событийный туризм основан на принципах индустрии впечатлений [15], что позволяет привлечь большое количество посетителей. Событие способно влиять на существенное увеличение туристского потока в месте проведения в короткий период времени. Тем самым оно позволяет регулировать загрузку гостиничных и иных предприятий, ориентированных на туризм, нивелировать так называемый «низкий сезон». По этой причине инвесторами событийного туризма нередко становятсягостиничные компании и иные заинтересованные бизнес-структуры, что позволяет сократить затраты из местного или регионального бюджета.

Типологическое разнообразие событийного туризма чаще всего определяют тематикой: «кинофестивали, театрализованные шоу, карнавалы, ярмарки, модные показы, народные праздники, цветочные фестивали, гастрономические фестивали, спортивные события, фестивали музыки, религиозные праздники, экономические форумы и др. Событие может быть разовым, т.е. неповторяемым, либо периодическим, наблюдаемым ежегодно или в определенные периоды времени»[1]. Разнообразие туристских событий в регионах связано с наличиемопределенных ресурсов и туристской специализацией. Поэтому типологический перечень туристских событий целесообразно определять с учетом практики развития туризма и опираясь на современные исследования в данной области.

Научных публикаций, посвященных вопросам развития событийного туризма, достаточно много. В 2018-2019 годах только в российских изданиях, входящих в РИНЦ (российская национальная библиографическая база данныхнаучногоцитирования), опубликовано более 450 статей по данной тематике, публикационная активность в предыдущие годы также высока. Проблематика публикаций довольно разнообразна. В процессе определения теоретико-методологической базы исследования мы изучили более пятидесяти источников. Можно выделить девять основных направлений исследований событийного туризма. В статье мы приводим примеры типичных публикаций в данной предметной области: 1) событийный туризм как специфический вид туризма исследует А.В. Бабкин[1] и др.; 2)зарубежный опыт развития событийного туризма рассматривает А.С.Кожевникова[14] и др.;3) специфика развития  и роль событийного туризма в России содержатся в публикациях А.С.Кожевниковой, В.В. Занозина, Н.Р.Абдразяковой, М.М. Ахметгиреевой, Е.С. Селезневой[15], Е.Г.Леонидовой [16] и др.;4)региональный опыт и проблемы событийного туризма в современных исследованиях представлены достаточно широко, что свидетельствует об активности регионов в данном направлении. Этот комплекс проблем затрагивают Зиновьева Т.Г. [6], Е.Г.Леонидова [17], Н.Ю.Попова [19] и др.;5)социально-экономическая эффективность событийного туризма и специфические технологии изучают М.Ю. Грушин [5], Д.В.Поветкина [18], С.Н.Чичкина[21] и др.;6)событийный туризм в контексте сохранения культурно-исторического наследия исследуют М.Ю.Шерешева[22], N.A.Zaitseva, A.A.Larionova, E.I.Makrinova, L.E.Glagoleva, O.V.Skrobotova, R.M.Ivanova, A.A.Borisova[23], Г.А. Гомилевская [4] и др.; 7)место и роль событий в кластерных процессах туризма изучают Иванова Р.М.[9], Г.Ю. Карасева, И.Е. Полякова, О.В. Скроботова [8] и др.; 8) событийный туризм как фактор формирования туристской привлекательности региона является предметом исследования Барад Ю.А., Казаковой Е.А., Эйдельман Б.М. [2] и др.;9) развитию событийного туризма в Липецкой области посвящено значительное число работ: Т.В.Большуновой [3], Р.М. Ивановой, О.В. Скроботовой , И.Е. Поляковой [7], М.А. Стрельниковой [20], Г.Ю. Карасевой[13] и др.

Основные направления событийного туризма в Липецкой области определялись нами на основе анализа Календаря событий Липецкой области (далее Календарь) за три года [10; 11; 12]. По тематическому признаку можно выделить группы событий: тематические праздники, фестивали народной культуры и творчества и фестивали военно-исторической реконструкции.Анализируя Календарь, можно проследить изменения за время его выпуска. Как отмечается в статье Г. Ю. Карасёвой [14], с каждым годом количество событийных мероприятий сокращается (например, в Календаре за 2020 год указано 31 событие, по сравнению с 32 мероприятиями в 2019 году). Интересен факт, что спортивные события, ранее не присутствовавшие в Календаре, появились в 2020 г.

На основе анализа тематики событий за 3 года, мы обнаружили изменение количественных показателей в рамках отдельных тем как в сторону уменьшения мероприятий той или иной тематики, так и в сторону увеличения, данные приведены в таблице 1. Они представляют интерес для выявления событийной специализации региона.

Таблица 1.Распределение событий по тематике проводимых в Липецкой области

Тематика фестиваля 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Гастрономический фестиваль 10 5↓ 5→
Историческая реконструкция 8 10↑ 8↓
Кинофестиваль 2 0↓ 0→
Литературный фестиваль 2 1↓ 2↑
Музыкальный фестиваль 8 3↓ 1↓
Патриотическое мероприятие 2 0↓ 0→
Театральный фестиваль 2 1↓ 1→
Тематический праздник 28 10↓ 8↓
Фестиваль народной культуры и творчества 14 6↓ 4↓
Спортивное мероприятие 0 0→ 2↑

На основе рассмотрения активности территорий по количеству проводимых событийных мероприятий, мы можем увидеть, что лидером является Елецкий район, двукратно превосходящий г. Липецк (с 4 мероприятиями) или Заадонский район (с тремя мероприятиями). В определенной степени это связано с наличием хорошей площадки для проведения событий на территории археологического парка «Аргамач», а также активностью реконструкторского движения в Елецком районе и городе Ельце.

Районы Липецкой области

Рисунок 1. Активность территорий по Календарю событий Липецкой области за 2020 г.

Мы видим, что ряд районов области событийный туризм в 2020 году не развивает. Число мероприятий событийного туризма практически не коррелируетсяс показателями числа мест в предприятиях размещения, что выглядит не совсем логично. Например, лидер по числу событий Елецкий район обладает незначительным числом предприятий размещения по сравнению с Липецком, Ельцом или Задонским районом. Можно предположить, что активность событийного туризма обусловлена причинами, которые связаны с какими-либо эффектами, помимо увеличения туристского потока.Оценка эффективности туристских событий в Липецкой области требуют дополнительных исследований.

Библиографический список

  1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-н/Д : Феникс, 2008. 252 с.
  2. Барад Ю.А., Казакова Е.А., Эйдельман Б.М. Событийный туризм как фактор формирования туристской привлекательности региона// «ТУР-ФАКТОР 2018» — «Событийный туризм как главный фактор развития территории»: материалы IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 7-11.
  3. Большунова Т.В. Использование событийного туризма для развития туристского потенциала Липецкой области // Современное состояние и потенциал развития туризма в России:материалы XV междунар. науч.-практ.конф. Минобрнауки России, ОмГТУ, 2018. С. 144-151.
  4. Гомилевская Г.А. Теоретические и практические аспекты фестивального туризма в контексте военно-исторических событий // Территория новых возможностей. №4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-festivalnogo-turizma-v-kontekste-voenno-istoricheskih-sobytiy.
  5. Грушин М.Ю. Анализ развития событийного туризма в России, его функции, пути повышения эффективности событийных мероприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). №2 (26).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-sobytiynogo-turizma-v-rossii-ego-funktsii-puti-povysheniya-effektivnosti-sobytiynyh-meropriyatiy
  6. Зиновьева Т.Г. Актуальные направления развития туризма в Ярославской области //Актуальные проблемы развития туризма: материалы междунар. науч.-практ.конф. / Под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой.2018. С. 243-249.
  7. Иванова Р.М., Скроботова О.В., Полякова И.Е., Карасева Г.Ю.Культурное событие как инструмент продвижения территории (на примере фестиваля «Антоновские яблоки») // Инновации и инвестиции. 2015.№11.С. 282-286.
  8. Иванова Р.М., Карасева Г.Ю., Полякова И.Е., Скроботова О.В.Теоретико-методологические подходы к исследованию процессов кластерного развития туризма и кооперации в туристских кластерах Центрально-Черноземного экономического района // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018.№12(118). С. 50.
  9. Иванова Р.М. К проблеме изучения туристско-рекреационной системы региона в условиях кластерного развития туризма (на примере Липецкой области) //Актуальные проблемы развития туризма: материалы междунар. науч.-практ.конф. / Под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. 2018. С. 249-255.
  10. Календарь событий Липецкой области 2018 года. Липецкий туристский сервер [Электронный ресурс]. URL: https://liptur.ru/calend-2018.pdf
  11. Календарь событий Липецкой области 2019 года. Липецкий туристский сервер [Электронный ресурс]. URL: https://liptur.ru/calend-2019.pdf
  12. Календарь событий Липецкой области 2020 года. Липецкий туристский сервер [Электронный ресурс]. URL: https://liptur.ru/calend-2020.pdf
  13. Карасева Г.Ю. Особенности продвижения туристских территорий (Календарь событий Липецкой области) // Развитие туризма в конспекте инновационных процессов современной экономики:сборник материалов междунар. науч.-практ.конф. Елец, 2018. С. 212-218.
  14. Кожевникова А.С., Карабаева А.З. Событийный туризм за рубежом // Научный сборник. Географические науки и образование: материалы X Всерос. науч.-практ.конф. – 2017 – С. 111–113.
  15. Кожевникова А.С., Занозин В.В., Абдразякова Н.Р., Ахметгиреева М.М., Селезнева Е.С. Событийный туризм в России//Современные проблемы географии. Межвузовский сборник науч. трудов. Составители В.В. Занозин, М.М. Иолин, А.Н. Бармин, А.З. Карабаева, М.В. Валов.2018. С. 87-90.
  16. Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №7 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-kak-novoe-napravlenie-rossiyskogo-turisticheskogo-rynka
  17. Леонидова Е.Г. Оценка уровня сформированности событийного туризма в регионе // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №8 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-sformirovannosti-sobytiynogo-turizma-v-regione
  18. Поветкина Д.В. Ивент-туризм как фактор социально-экономического развития территории // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivent-turizm-kak-faktor-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-territorii
  19. Попова Н.Ю. Событийный маркетинг как средство повышения туристической привлекательности региона // Центральный научный вестник. №3. 2018.С. 42-43.
  20. Стрельникова М.А. Рекламно-информационные и PR-технологии в продвижении событийного туризма Липецкой области // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики:сборник материалов междунар. науч.-практ.конф. Елец, 2018. С. 336-340.
  21. Чичкина С.Н.Событийный туризм иплощадка для проведениясобытий //Индустрия туризма и гостеприимства в контексте межкультурной коммуникации: материалы V Всерос.науч.-практ.конф. с междунар. участием, посвящённой 80-летию ДВГУПС и 15-летию кафедры «Международные коммуникации, сервис и туризм» / Под редакцией В.А. Чернова. 2018. С. 176-179.
  22. Шерешева М.Ю. Событийный туризм и нематериальное культурное наследие (на примере Владимирской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-i-nematerialnoe-kulturnoe-nasledie-na-primere-vladimirskoy-oblasti
  23. A.,LarionovaA.A., MakrinovaE.I., GlagolevaL.E., SkrobotovaO.V., IvanovaR.M., BorisovaA.A.Prospects for the development of the historical and reconstructive movement as a direction for the preservation of cultural heritage // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8.№3. С. 393-404.

 

 

9 комментариев

  1. Андрей Олегович, спасибо за интересное сообщение. Вы отмечаете, что приведенные Вами данные, «представляют интерес для выявления событийной специализации региона». Не могли бы Вы пояснить, в чем состоит событийная специализация региона?

  2. Как вы можете объяснить, почему ряд районов области событийный туризм в 2020 году не развивает?

  3. Спасибо за вопросы. Фестивалями исторической реконструкции, гастрономическими фестивалями, а так же тематическими праздниками можно определить специализацию событийного туризма. Подробный анализ это тема дальнейшего исследования. Так же в статье приведены колличественные данные, прилагаем таблицу
    Таблица 1.Распределение событий проводимых в Липецкой области по тематике
    Тематика фестиваля 2018 г. 2019 г. 2020 г.
    Гастрономический фестиваль 10 5↓ 5→
    Историческая реконструкция 8 10↑ 8↓
    Кинофестиваль 2 0↓ 0→
    Литературный фестиваль 2 1↓ 2↑
    Музыкальный фестиваль 8 3↓ 1↓
    Патриотическое мероприятие 2 0↓ 0→
    Театральный фестиваль 2 1↓ 1→
    Тематический праздник 28 10↓ 8↓
    Фестиваль народной культуры и творче-ства 14 6↓ 4↓
    Спортивное мероприятие 0 0→ 2↑

    Для ряда районов области событийный туризм неактуален как направление соц эконом развития. Так как либо нет ресурсов для его построения либо нужны большие инвестиции, которые могут принести бОльшую выгоду в других регионах, либо оба данных фактора.

  4. В 2017 году при содействии министерства курортов Краснодарского края для развития и популяризация аграрного туризма была создана Ассоциация агротуризма, которая призвана координировать предпринимательскую деятельность и защищать интересы членов ассоциации. Также в 2017 году министерством курортов Краснодарского края организована «Школа Агротуризма» Основу агротуризма в Московской области составляет природный потенциал, включающий в себя лесные и водные ресурсы области. Лесные ресурсы, в основном, сосредоточены в Одинцовском, Дмитровском, Сергиево-Посадском, Можайском, Клинском и Талдомском районах. Водные ресурсы — в Можайском, Талдомском, Мытищинском, Каширском, Озерском и Истринском районах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.