Кокорина Вера Владимировна,
учитель МБОУ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка,
аспирант кафедры иностранных языков и методики их преподавания
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
доктор педагогических наук, профессор В.Н. Карташова)
teaching.cactus@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье автор рассказывает о важности самообучения для старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации и отношении учеников к данной проблеме.

Ключевые слова: самообучение, самообразование, старшеклассник, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение.

 

Необходимость самообучения в школе является горячо обсуждаемым предметом в современном образовании. В решении задач перехода к новому уровню усвоения знаний именно этот процесс видится как наиболее эффективный и необходимый для становления человека как развитой личности, имеющий достаточный потенциал для самосовершенствования и создания условий для эффективной и комфортной жизнедеятельности.

Актуальная парадигма современного образования требует от всех участников педагогического процесса полной отдачи для своевременного выполнения поставленных задач обучения и достижения конкретных целей данного процесса. Насущная проблема технического и материального отставания образовательных ресурсов в связи с недостаточностью обеспечения образовательных центров необходимым оборудованием, кадрами, обладающими достаточным набором компетенций, и отсутствием средств, достаточных для решения выше обозначенных проблем, подталкивает практиков к изменению алгоритмов собственной деятельности.

В современной педагогике самообразование — это «учебно-познавательная деятельность, реализуемая за счет внутренней самоорганизации личности, направленная на усвоение личностью опыта деятельности, ее образование и развитие». [2, стр.52] О.С. Ивасюк определяется самообразование как «самостоятельную познавательную деятельность в ходе реализации индивидуальных образовательных программ». [1, стр.4] Педагогический словарь определяет самообразование как «обратную, внутреннюю сторона обучения, сущность которой состоит в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, превращения совокупности умений и навыков в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни». [4]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от 17 декабря 2010 года образование в Российской Федерации должно осуществлять в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательной деятельности с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Данные требования напрямую обозначают потребность самообучения и самообразования школьников 5-9 классов для сдачи основных государственных экзаменов в настоящее время.

Самообразование старшеклассника предполагает не только изучение доступного ему материала, но и его поиск, самостоятельный и свободный, лично инициируемый отбор необходимой информации в соответствии с учебными целями, который ведет к реализации собственных целей, а так же возложение на себя ответственности за весь процесс. Важным аспектом данной деятельности должно быть положительное влияние на личность обучающегося, адекватно оцениваемое самим учеником и направленное на усвоение полного спектра смыслов как элементов личностного опыта.

В ходе изучения деятельности старших школьников путем интервью было замечено, что учащиеся 9 классов испытывают трудности в самостоятельном овладении умениями, требуемыми для успешной сдачи общего государственного экзамена. Основной проблемой данных трудностей учащиеся видят недостаточный образовательный потенциал дидактической системы обучения иностранному языку в школе, осложненный отсутствием достаточного количества образовательных ресурсов, находящихся в свободном доступе для обучающихся. Кроме того, основными факторами появления страха перед экзаменационными мероприятиями являются объем предстоящей работы, ограниченность ресурсов (временных, моральных, физических), наличие ограничивающих убеждений, а так же стрессообразующий фактор самого процесса сдачи экзамена (незнакомое образовательное учреждение, посторонние организаторы, общественные наблюдатели, сложность контрольно-измерительных материалов, непривычность заполнения бланков отчетности, риск совершить случайную ошибку, которая может повлечь за собой проблемы при проверке работы и т.д.

Сам процесс самообучения кажется ученикам неподъемной ношей и влечет за собой возникновение предпосылок к проблемам обесценивания собственной деятельности, перенапряжения и снижения мотивации к познавательной деятельности в целом, однако считается наиболее эффективным и продуктивным способом подготовки ввиду ограниченности возможностей педагогов уделять достаточное количество внимания индивидуальной коррекционной работе.

Вопросами разработки методических рекомендаций по применению идей личностно-ориентированного подхода на практике обучения иностранным языкам стали такие ученые, как И.Л. Бим, И.А. Зимняя, А.И. Кушнир, Р.П. Мильруд, А.А.Миролюбов, В.И. Пассов и др. На основании их разработок функционирует большая часть учебных пособий, выпускаемых в Российской Федерации, однако вопрос самообразования до сих пор стоит открытым.

В большей мере концепция  самообучения была рассмотрена в трудах А.А. Плигина, Г.А. Китайгородской, О.Е. Ломакиной, В.П. Белянина, Т.А. Байтукалова, Д.Б Никуличевой, Д.К. Рунова, которые изменяют отношение обучающихся к процессу получения информации, раскрывают возможности распределения ресурсов, создают экологичное образовательное пространство и обеспечивают адекватное восприятие результатов обучения и самовосприятие школьника в процессе выполнения учебных действий, что в целом снижает негативное восприятие процесса поиска, усвоения и адаптации знаний.

Таким образом, в рамках применения личностно-ориентированного подхода с элементами технологий эффективизации обучения самообразование становится наиболее доступным путем поиска, присвоения и активного использования знаний, умений и навыков, которые обеспечивают положительную самоидентификацию в учебном процессе и наличие у учащегося компетенций, необходимых для дальнейшего успешного функционирования в образовательной среде.

 

Библиографический список

  1. Ивасюк О.С. Индивидуализация как фактор самообразования старших школьников (на примере обучения иностранному языку) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Ульяновск, 2004. — 23 стр.
  2. Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т.А. Формирование и развитие опыта самообучения у школьников // Наука и школа. 2018. №5. Электронный ресурс:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-opyta-samoobucheniya-u-shkolnikov
  3. Плигин А.А. Учим английский с НЛП: быстро, правильно, надолго. Личностно-ориентированное обучение / А. Плигин, И. Максименко. — М.: АСТ, 2011. — 267 с.
  4. Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования (5-9 класс), приказ Минобрнауки России от 17.10.2010 № 1897. Электронный ресурс: fgos.ru
  5. Электронный ресурс: вокабула.рф/словари/педагогический-словарь/самообучение

38 комментариев

  1. Можете ли Вы посоветовать какие-либо интернет-ресурсы, платформы для самоообразования девятиклассников?

    • На данный момент образовательные платформы не готовы для самостоятельного использования учениками, что признаётся официальными представители ЯКласс, РЭШ и Учи.ру.
      Я бы порекомендовала Открытый банк заданий ФИПИ — ученик видит вполне реальные задания и может разобрать материал самостоятельно на основе изученного. Кроме того, есть большое количество видео-уроков с разборами заданий на платформе YouTube.
      Так же есть приложения для мобильных телефонов, где можно готовиться к экзаменам в интерактивной форме — Castle Quiz, Незнайка, Экзамер.

    • Не совсем понимаю вопрос. Самообучение (осуществляемое) школьниками — тот процесс, где ученик сам осуществляет и процесс преподавания, и процесс непосредственного учения, а учитель создает для этого необходимую атмосферу. Это практическое присвоение знаний, осознанного создания опыта и безопасного самоконтроля в условиях поддержки и повышенной мотивационной среды.

      • Спасибо, теперь понятно. А фразировка «самообучение школьниками» непонятна. Возможно, стоит вставлять в неё слово «осуществляемая» или менять падеж — «самообучение школьников».

        • Самообучение школьниками — допустимая норма русского языка.

  2. Спасибо за актуальную тему доклада особенно в условиях вынужденного дистанционного обучения … Я полагаю, что Ваша тема станет еще более актуальной. Скажите, пожалуйста, чем отличается самообучение по иностранному языку от процесса самообучения русскому языку?

    • Спасибо за вопрос. К сожалению, не имею всеобъемлющей информации об экзамене по русскому языку, так как преподаю иностранные языки, но могу сделать выводы как классный руководитель девятиклассников.
      Самообучение русскому языку стоит в более выгодной позиции, чем иностранному ввиду более развитой системы платформ — ОРФО-9, Яндекс.Репетитор, Открытый банк заданий ФИПИ и тд. Кроме того, количество материалов и пособий для самостоятельной подготовки к экзаменам превышает аналогичные материалы по иностранному языку в разы, если не в десятки раз. И, конечно же, русский язык для подавляющего процента старшеклассников является родным, что облегчает подготовку как таковую.
      Однако, не стоит думать, что подготовка проще — русский язык является обязательным для сдачи, задания усложняются каждый год, за счет чего подготовка к сдаче аттестации по этим двум предметам является одинаково сложной задачей.

      • Спасибо, доклад интересный.
        Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) обучающегося их получить. Скажите, высока ли мотивация у обучающихся 9-х классов к самообучению, осознанно ли они подходят к этому процессу?

        • Могу ответить только про своих подопечных — я работаю с ребятами с 2016 года, с 6 класса. Два класса работали в рамках экспертного моделирования, с применением НЛП-педагогики, один по ФГОС, один по ФК ГОС. Экспертное моделирование дает свои результаты, эти ребята показывают больший уровень мотивации, чем другие два класса.
          В целом, старшеклассники сейчас достаточно осознанно подходят к своему образованию (за редким исключением) и понимают ценность самостоятельно приобретенных знаний.

  3. Здравствуйте, спасибо за доклад. Можете ответить на вопрос:, как повысить мотивацию у учеников к самообучению?

    • Спасибо за вопрос, работаю над ним уже несколько лет, начиная с магистратуры.
      Универсального ответа на данный вопрос быть не может априори, так как нужно оценивать полную картину обучения ребенка — то, что работает с одним, может быть абсолютно неэффективно для другого.
      Я склоняюсь к использованию методик НЛП-педагогики как максимально эффективному в рамках моей деятельности подходу, однако это требует подготовки и серьезного изучения методической базы перед применением.

  4. Начальное образование считается практически приемлемым первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

  5. Важна преемственность и системность в сфере образования: среднее специальное образование должно соответствовать профилю высшего образования, высшее образование должно соответствовать профилю постуниверситетского образования в аспирантуре ( кандидат наук, или доктор философии ), первая ученая степень (кандидат наук или доктор философии) должна соответствовать последующей ученой степени (доктор наук). В противном случае необходимо дополнительное профильное образование по отношению к базовому — для продолжения образовательного процесса. Класс начальной школы на открытом воздухе. Учитель (священник) со своим классом в предместьях Бухареста, около 1842 года

  6. With havin so much written content do you ever run into any problems of plagorism or copyright violation? My blog has a lot of completely
    unique content I’ve either created myself or outsourced but
    it seems a lot of it is popping it up all over the web without my permission. Do you know any solutions to help
    prevent content from being ripped off? I’d definitely appreciate it.

    Check out my web page: bbs.pdmao.com

  7. Of course, your article is good enough, slotsite but I thought it would be much better to see professional photos and videos together. There are articles and photos on these topics on my homepage, so please visit and share your opinions.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.