Филатова Кристина Александровна,
студент института физической культуры,
спорта и безопасности жизнедеятельности
ЕГУ имени И.А. Бунина;
Мартынова Анастасия Олеговна,
студент института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности
ЕГУ имени И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат технических наук,
доцент кафедры безопасности жизнедеятельности
и основ медицинских знаний Р.Ю. Поляков)
kristina_filatova.98@mail.ru, nasta.martynowa@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения практическим навыкам и умениям ликвидации пожара первичными средствами пожаротушения. Предложен интерактивный метод обучения с использованием учебно-лабораторного обурудования «Тренажерный комплекс по применению первичных средств пожаротушения».
Ключевые слова: первичные средства пожаротушения, огнетушители, интерактивный метод обучения, получение практических навыков и умений.
Обеспечение пожарной безопасности является актуальным вопросом при проектировании, строительстве и последующей эксплуатации зданий и сооружений. Снижение числа пожаров и ущерба от них может быть достигнуто путем проектирования надежных систем обнаружения пожаров, их автоматического пожаротушения, развития системы обязательного противопожарного страхования для собственников общественных объектов и зданий, использованием при строительстве и отделке зданий веществ и материалов, повышающих огнестойкость конструкций, проведением профилактической работы с населением, обучением противопожарному минимуму работников организаций [1].
В связи с минимальным риском возникновения опасной пожарной ситуации необходимо своевременно предпринять все необходимые меры для локализации очага возгорания или уменьшения его распространения, если это не угрожает жизни и здоровью человека. Поэтому самым известным способом ликвидации возгорания является использование первичных средств пожаротушения.
В процессе подготовки специалистов по программе противопожарного минимума, при проведении противопожарных инструктажей, обучении в образовательных учреждениях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» целесообразно использовать наглядные средства демонстрации работы огнетушителя. При этом использование огнетушителей может быть экономически не оправдано, поскольку, согласно СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» [2] после каждого использования огнетушителя требуется его поверка и перезаправка. Кроме того, проведение занятий для получения навыков работы с огнетушителем с использованием очага горения зачастую не может быть реализовано из-за опасности перехода пламени на окружающие предметы и травмирования обучаемых [1].
Решением данной проблемы может быть использование современных интерактивных стендов с применением первичных средств пожаротушения. На примере рассмотрим учебно-лабораторное оборудование «Тренажерный комплекс по применению первичных средств пожаротушения» от научно-производственного предприятия «Учтех-Профи», общий вид показан на рисунке 1.
В комплектацию оборудования входит стойка с проекционным экраном, беспроводной пульт с дистанционным управлением и стойка с оборудованием, которая в себя включает:
- Массогабаритные модели огнетушителей;
- Мультимедийный видеопроектор;
- Системный блок или ноутбук;
- Клавиатура и компьютерная мышь;
- Камера;
- Динамики;
- ИБП (источник бесперебойного питания;
- Беспроводной пульт дистанционного управления.
Рисунок 1. Учебно-лабораторное оборудование «Тренажерный комплекс по применению первичных средств пожаротушения»
Огнетушители представляют собой малогабаритные модели, имеющие те же элементы управления, что и обычный огнетушитель: кольцо-фиксатор, сжимающаяся рукоятка запорно-пускового устройства, насадка огнетушителя. Так же на раструбе располагаются элементы управления электроникой, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы управления электроникой.
Программное обеспечение тренажера обеспечивает двухмерное изображение помещения и расположенных в нем объектов, очага пожара, задымления, огнетушащей струи, изменения площади пожара и задымления в зависимости от действий обучаемых. В режиме работы программное обеспечение позволяет просмотреть ситуационные сценарии перед началом упражнения при помощи меню управления. В режиме тестирования программное обеспечение позволяет проверить теоретические знания обучаемого. Оценка выполнения упражнения производится как «зачет» или «незачет» с отображением ошибок при тестировании и выполнении практического задания [3].
Некоторые скриншоты работы учебно-лабораторного оборудования показаны на рисунке 3.
Рисунок 3. Скриншоты работы программного обеспечения учебно-лабораторного оборудования
Данный метод интерактивного обучения практических навыков пожаротушения уже успешно внедрен в учебный процесс ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» на кафедре «Безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний». При занятии студенты проявляют повышенный интерес, активное участие, формируют практические знания и навыки в области пожарной безопасности.
Проанализировав проблему тушения очагов возгорания и практических методов обучения с помощью современных интерактивных средств можно сделать выводы о том, что использование таких средств, как учебно-лабораторное обурудование «Тренажерный комплекс по применению первичных средств пожаротушения» является наиболее актуальным в образовательных учреждениях в рамках освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» всех направлений подготовки, а также углубленного изучения всех сценариев различных классов пожара и типов огнетушителей для подготовки специалистов по специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность».
Библиографический список
- Разумова Е.Ф. К вопросу применения инновационных форм обучения работников предприятий работе с первичными средствами пожаротушения // В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, посвященной 370-й годовщине образования пожарной охране России. 2019. С. 75-77.
- СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91587/ (дата обращения 20.05.2020)
- labstand.ru [Электронный источник] http://labstand.ru/catalog/01_03_stendy_trenazhery_pozharnoy_bezopasnosti/trenazhernyy_kompleks_po_primeneniyu_pervichnykh_sredstv_pozharotusheniya_9315/ (дата обращения 20.05.2020)
14 комментариев
Здравствуйте! Безусловно, использование современных стендов и мультимедийных технологий при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» очень важно, поскольку студенты имеют возможность видеть проблему «наглядно» и решать конкретную ситуационную задачу. Однако, возникает вопрос: какова, на ваш взгляд, объективность рассматриваемого Вами тренажера при проверке знаний студентов?
Здравствуйте! Отвечая на поставленный вопрос, могу сказать так, что оборудование учебно-лабораторная «Тренажерный комплекс по применению первичных средств пожаротушения» предназначен для приобретения и закрепление знаний и навыков эксплуатации огнетушителей в учебных и производственных лабороториях.
Программное обеспечения тренажерного комплекса предусматривает использование в режиме практической работы и в режими тестирования дял проверки теоретических знаний обучаемого.
Благодарю за вопрос!!!
Если я Вас правильно понимаю, проверка теоретических знаний студентов все же осуществляется в режиме тестирования. Так какова объективность рассматриваемого программного обеспечения при проверке знаний студентов?
11 марта прошла деловая игра «Суд идёт», участниками которой стали студенты 1 курса очной формы обучения по направлению «Юриспруденция» Института социально-гуманитарного образования. В условиях, максимально приближенных к реальности, была рассмотрена конкретная правовая ситуация по предоставленному сценарию-фабуле. Целью проведения деловой игры является формирование знаний о судебном разбирательстве, формах и методах доказывания, способах решения проблем судопроизводства, а также профориентационная направленность на профессиональную деятельность юриста. В процессе деловой игры также решались задачи: воспитательная – воспитание чувства ответственности за принятие решений, и развивающая – развитие словесно-логического мышления, интеллекта, активности студента. В ходе деловой имитационной игры был достигнут планируемый результат – обобщены и расширены знания обучающихся в обстановке приближенной к действительности.
lasix shop
generic cialis for sale
Having read this I believed it was extremely informative.
I appreciate you spending some time and energy to put this article together.
I once again find myself spending a significant amount of
time both reading and commenting. But so what, it was still
worth it!
Very nice post. I simply stumbled upon your blog
and wanted to say that I’ve really loved browsing your blog posts.
After all I’ll be subscribing to your rss feed and I’m hoping you write again very soon!
Feel free to visit my web blog http://frun-test.sakura.ne.jp
I got this site from my pal who told me concerning this web
site and at the moment this time I am visiting this site and reading very informative articles or
reviews at this time.
Here is my web blog :: MetaboFix
I wanted to write a note so as to thank you for all of the marvelous tips and hints you are posting on this site.
My long internet investigation has at the end of the
day been compensated with useful points to exchange with my friends.
I would state that that most of us site visitors actually
are rather endowed to be in a fabulous place with many wonderful professionals with good pointers.
I feel extremely grateful to have come across your website page and
look forward to tons of more entertaining minutes reading here.
Thanks again for a lot of things.
Visit my web blog … Kodo Detox Patches
I’m truly enjoying the design and layout of your
website. It’s a very easy on the eyes which makes it much more pleasant for me
to come here and visit more often. Did you hire out a developer to
create your theme? Excellent work!
My homepage: Kodo Detox Patches
За предоставленную информацию благодарим. В pin-up casino вход я делаю когда захочу, ведь у меня установлена мобильная версия.
Your writing is perfect and complete. baccaratcommunity However, I think it will be more wonderful if your post includes additional topics that I am thinking of. I have a lot of posts on my site similar to your topic. Would you like to visit once?