Печёнкина Маргарита Александровна,
магистрант института психологии и педагогики
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат психологических наук, доцент В.С. Меренкова)

rituzik238@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье будут освещены психологические особенности женщин-руководителей. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что в настоящий момент современное общество, во – первых, претерпевает ряд перемен и различного рода новшеств, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности: экономическую, социальную, политическую, во-вторых, с рядом изменений, касающихся взаимодействия в коллективе, в-третьих, с возникновением явных противоречий между усилением позиций женщин в сфере управления и традиционными стереотипами о гендерной роли женщин, а также с теоретической не разработанностью проблемы психологических особенностей женщин – руководителей и требований, которые к ним предъявляются.

Отмечено, что психологи считают основной составляющей руководства мотивацию, а также внутренние механизмы, способные осуществлять контроль личности. Описана многофункциональная структура личности руководителя. Представлены психологические особенности личности, требующиеся для успешной реализации управленческой деятельности. Сделан акцент на том, что женщины зачастую склонны перенимать те образцы и типы моделей поведения, которые раньше наблюдались среди мужчин.

Ключевые слова: женщина-руководитель, психологические особенности, типы поведения.

 

По словам одной из глав Совета Федерации Валентины Матвиенко, обстановка с улучшением положения женщин постепенно ведёт к гендерному равенству и значительно изменяется в лучшую сторону, а авторитетность женщин в различных сферах существенно меняется. По числу женщин-руководителей Россия уже третий год подряд остается мировым лидером и 47% управленческих позиций в нашей стране занимают женщины.

Проблемой изучения личностных характеристик, которые обусловливают эффективность руководства, занимались такие исследователи как: С. О’Доннел,                                   Д. Макклелланд, А.В. Карпов, Т.Ю. Базаров, Р.Л. Кричевский С.М. Морозов, Г. Кунц,                    М. Шоу.

Значимость подобных исследований связана с увеличением важности личностных качеств женщины-руководителя как одного из элементов, который имеет особое значение для руководства коллективом, а также её способностью найти решения в сложных ситуациях, которые имеют место быть в ходе управленческого процесса. Однако, множество научных трудов, посвящённых проблеме управления, не помогли специалистам найти ответы на все вопросы, касающиеся исследования этой проблемы.

Изучением проблемы женского руководства занимались Г. Рубин, Б. Фридан, М. Мид, Д. Митчелл, и др, а исследованием личностных качеств женщин-руководителей — Т.И. Заславская, А.Е. Чирикова, Т, А.Г. Штейнберг и др. Рассмотрение проблемы деятельности женщины – руководителя отражено в работах таких известных личностей как Л Карташова, А. Романова, Н. Самоукина и др.

К руководителю, как субъекту управления, предъявляются особые требования, к тому же от него требуется наличие множества различных способностей и особенностей личности, а также определенный уровень качеств и профессиональных знаний, которые объединяются в более разветвленные системные составляющие.

Иначе говоря, в психологии управления личность руководителя раскрывается с позиции формирования эффективной Я-концепции, а именно применения творческой составляющей в ходе принятия, разработки или внедрения решения в процесс управления. Психологи обычно считают основной составляющей руководства мотивацию, а также внутренние механизмы, способные осуществлять контроль личности [1, с.19].

Немаловажным для руководителя являются личностные особенности, в рамках которых рассматриваются темперамент, характер, уровень способностей, а также устремление личности. Необходимо заметить, что определённые психические способности личности определяют способен или же не способен человек к руководящей должности. Так, наличие индивидуальных для каждого человека психологических особенностей, которые проявляются в способностях , являются некими персональным условиями, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Специалисты в области психологии управления (А.Л. Журавлев, А.В. Батрашев, В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышев и др.) предприняли попытки разработать многофункциональную структуру личности руководителя, в которой внимание заостряется на 3 уровнях [3]:

  1. Социальный уровень (акцент делается на морально — нравственные качества);
  2. Психологический уровень (включённость разных особенностей личности и мотивации);
  3. Психофизиологический (специфика познавательных процессов).

Используя в ряде исследований данную модель, исследователи в сфере психологических знаний, выделили определённую структуру, которая характеризует руководителя и состоит из особых свойств личности, требующихся для успешной реализации управленческой деятельности:

1) морально-этические качества

2) идейно-политические качества;

3) организаторские способности;

4) профессиональная компетентность;

5) педагогические способности [4].

Л.И. Уманский в результате изучения специфики успешных руководителей, выделил следующие профессионально важные свойства руководителя:

− психологический такт как некое чувство меры при взаимодействии с окружающими людьми;

− критичность как способность найти и отразить важные для конкретной деятельности отклонения от заранее существующих условий, которые были определены стоящей задачей;

− владение базой знаний в сфере психологии (в т.ч. практической);

−  умение предъявлять конкретные требования к себе и другим;

− способность личности заряжать своим энтузиазмом других членов коллектива.

Таким образом, можно прийти к выводу, что среди большинства качеств выделяют именно те, которые помогают удачно и качественно реализовывать управленческую деятельность.

Сфера управления, претерпевающая значительное развитие, предписывает женщинам приобретение маскулинных черт и это одна из проблем современных деловых женщин. Авторитарность, враждебность, жестокость являются рядом так называемых выраженных черт, которые больше присущи мужчине руководителю, но в дальнейшем могут перениматься руководителями-женщинами. Не исключено, что это объясняется недостаточной степенью культурных и этических норм, затрагивающих сферу управления.

Ориентированность на карьеру является одной из базовых установок, также выступает в роли составляющей Я-концепции и, во многом, определяет перспективы личности. Отличием этого подхода относительно карьеры определяются составляющие личности субъекта в ходе выполнения профессиональной деятельности [5]. Необходимо обратить внимание на то, что личность, которая начинает свою реализацию в профессии, противоречащей гендерным стереотипам, способна проявлять определенные характеристики противоположного гендера.

Современные представления о профессиональной успешности женщины оказывают большое влияние на процесс ее самоопределения. Итак, высокий уровень самоопределения обусловливается интегрированностью структуры представлений, наличием в ней качеств, подчеркивающих значимость активной жизненной позиции женщины, её целеустремленность [6].

В заключении следует отметить, что женщина на протяжении всего времени начинает занимать более стабильное и равноправное положение в обществе, которое видоизменяет традиционные представления о мужественности и женственности как качествах личности. Исходя из этого, женщины зачастую склонны перенимать те образцы и типы моделей поведения, которые раньше наблюдались среди мужчин. Одной из таких моделей, к примеру, является возможность принимать решения, умение отстоять своё мнение, а также самостоятельность.

Библиографический список

  1. Вересов Н.В. Психология управления: учебное пособие. – М : МПСИ, 2011. – 304 с.
  2. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. – М : Изд-во Института социологии РАН, 1998. – 358 с.
  3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — 2-е изд., изм. и доп. — М : НОРМА: ИНФРА-М, 2011. – 528 с.
  4. Ковалев С.В. Психология семейной жизни. – М : Инфра, 2014. – 208 с.
  5. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов. – М : Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
  6. Таранова О.В. Успешность как категория собственной эффективности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. №10 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnost-kak-kategoriya-sobstvennoy-effektivnosti-1 (дата обращения: 30.05.2020).

18 комментариев

  1. Здравствуйте! Спасибо за интересный доклад.
    Вы можете привести примеры женщин-руководителей, которые бы сочетали в себе профессионально все или большую часть указанных Вами важных свойств?

    • Добрый день. Спасибо за вопрос.
      Я могу назвать несколько примеров исторических личностей женщин, которые, судя по их биографии,
      сочетали в себе описанные мною свойства, среди них: Мадлен Олбрайт, Маргарэт Тэтчер, Жанна Д`Арк и многие др.

    • Добрый день! Большое спасибо за интересную работу! В статье перечисляются профессионально-важные качества руководителя: психологический такт, умение предъявлять требования к себе и другим, и прочее. Это качества успешного руководителя. Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд, может ли успешно занимать руководящую должность женщина-руководитель, если она в своей работе бестактна (особенно по отношению к подчинённым) и хорошо умеет требования к другим, но не отличается самокритичностью?Такие руководители встречаются, к сожалению, часто. И если руководить может, то, получается, в работе ей помогают другие качества? Является ли наличие всех качеств обязательным?

      • Здравствуйте! Полагаю, что набор качеств довольно индивидуален для каждого руководителя и характеристика, предложенная специалистами в моем докладе представляет собой некую идеальную модель личности успешного руководителя.
        Поэтому, наличие других качеств не исключается, ведь всё довольно индивидуально.
        Я считаю, что самокритичность — является одним из важных показателей для оценки руководителем своей профессиональной деятельности и позволяет ему более полно оценивать себя, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо существенных ошибок.

  2. Добрый день, Маргарита Александровна. Затронутая Вами тема действительно очень интересна. Вопрос таков: можно ли провести параллель между личностными особенностями женщины-руководителя и ее «реализованностью» в плане материнства? Влияет ли семейное положение на психологические особенности женщин-руководителей?

    • Здравствуйте, вопрос довольно интересный. Если рассуждать логически, то взаимосвязь имеет место быть.
      На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, необходимость совмещения ролей, это ограничивает выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт трудности в работе, однако при возможном планировании своего участия в различных сферах жизни, можно преуспеть и в продвижении по карьерной лестнице и в воспитании своего ребёнка.

      • Маргарита Александровна, Вы очень верно говорите о том, что «сфера управления, претерпевающая значительное развитие, предписывает женщинам приобретение маскулинных черт и это одна из проблем современных деловых женщин». Ни для кого не секрет, что наличие у женщины-руководителя маскулинных черт вряд ли позволит ей выполнять то предназначение, которое считается в обществе традиционным — «хранительницы семейного очага». Поэтому успешные деловые женщины зачастую одиноки и самоутверждаются за счет блестящей профессиональной деятельности. Цитируя Вас в той части, что «на профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, спрошу: есть ли разрешение у данной дилеммы?

  3. Добрый день, Маргарита Александровна!

    Благодарю Вас за актуальную и очень интересную информацию!

    Мой вопрос: происходит ли изменение психологического портрета женщины в процессе ее активной деятельности в качестве руководителя? Может ли произойти автоматическая смена ее социальной роли? (например: формирование новых устойчивых психологических черт личности в процессе профессиональной деятельности).

  4. Проблема деловых и личностных качеств, составляющих психологический портрет успешных руководителей, исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления. По результатам Стогдилла Р. важнейшими качествами руководителя являются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость. Борисова Е.М. констатировала, что умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех являются оптимальными детерминантами профессиональной успешности руководителя. Шмелев А.Г. среди базовых качеств успешного руководителя выделял интеллект, активность, энергию. Важными качествами российского топ-менеджера, по результатам исследований Чириковой А.Е., выступают репутация, умение создать хорошую команду, умение брать на себя ответственность, менеджерский профессионализм и универсальность. Ильиным С.С. среди личностных особенностей были выделены следующие: доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчинен ных»), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, умение не терять самообладания в экстремальной ситуации, способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей, деловая направленность, стремление брать ответствен ность на себя.

  5. I was excited to discover this site. I need to to thank you for
    ones time for this particularly fantastic read!! I definitely really liked every little bit of it and i also have you book marked to
    check out new information on your web site.

  6. Здравствуйте спасибо за информацию. Конечно, для начинающего предпринимателя понадобится заказать рекламу, мы по Иркутску нашли издание события Иркутск , оплатили, и сразу пошли продажи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.