Черкасова Мария Андреевна,
студент института филологии
ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
(научный руководитель –
кандидат филологических наук, доцент И.В. Погорелова)
cherkasova.marya@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу ведущих учебно-методических комплексов по английскому языку и их эффективности относительно формирования навыков английской пунктуации в средней школе. Обоснована необходимость формирования пунктуационных навыков на уроке иностранного языка.
Ключевые слова: пунктуация, методика, иностранный язык, учебно-методический комплекс.
Являясь неотъемлемой частью грамматической системы языка, пунктуация изучается в рамках школьной программы. Овладение её правилами и принципами важно как для формирования навыков письменной, так и устной речи. Пунктуационная грамотность позволяет не просто соблюдать законы письма, но глубже проникать в суть письменного текста, ведь, как известно, знаки препинания на письме, помимо графического структурирования текста, выполняют функцию передачи смысловой нагрузки.
Важно заметить, что, с точки зрения методики, преподавание иностранного языка основывается, главным образом, на воспроизведении написанного текста вслух. Этот вид речевого общения возможен только при овладении и развитии навыков артикуляции и интонации, которые, в свою очередь, требуют соответствующих умений опоры на опознавательные текстовые элементы. В данном случае речь идёт именно о знаках препинания, выступающих графическими инструментами передачи семантических связей системы языка. Отсюда вытекает важность знания правил пунктуации [7].
Основная проблема, связанная с обучением пунктуации на уроках английского, заключается в отсутствии должного внимания к данному аспекту языка, точнее, в недостаточном количестве учебных часов и соответствующих учебных материалов. Как правило, учебная программа средней школы вынуждена выделять время для изучения определённой части дисциплины в ущерб тем, которые не считает первостепенными. В этой связи тема английской пунктуации часто игнорируется, и единственное, чем могут руководствоваться российские школьники при расстановке знаков препинания в английском письменном тексте, это пунктуационные правила русского языка.
Стоит отметить, что в соответствии с ФГОС, раздел пунктуации относится к необходимым для изучения на уроках иностранного языка, так как одновременно с его освоением происходит формирование универсальных учебных действий. Однако требования к уровню знаний по данной теме сформулированы не достаточно чётко, так как упор в методике преподавания рекомендуется делать на коммуникативный компонент речи. По сравнению с обучением русскому языку, где формирование пунктуационной грамотности является важным результатом преподавания, курс иностранного языка не включает в себя строгого понимания необходимости данного компонента языковой системы [8].
Тем не менее, иностранный язык входит в перечень предметов ЕГЭ, а в ближайшие несколько лет его планируют сделать обязательным для всех. Несмотря на то, что изучение правил расстановки знаков препинания на практике чаще всего остается личной инициативой преподавателя, и для наиболее высокого уровня знаний времени в учебной программе недостаточно, среди критериев оценивания письменной части ЕГЭ по иностранному языку есть и пунктуационная грамотность [6]. Так, в задании раздела «Письмо» ЕГЭ по иностранному языку 5 ошибок пунктуационного характера будут стоить экзаменуемому 0 баллов по критерию «Языковое оформление текста» в личном письме или критерию «Орфография и пунктуация» в сочинении.
В методических рекомендациях оценивания также сказано, что проверяющий не должен предъявлять завышенных требований к пунктуационному оформлению текста. Ошибкой необходимо считать использование восклицательного знака или точки после обращения в начале письма, использование точки в завершающей фразе письма. Ошибкой не считается использование запятой после обращения, а также отсутствие запятой или точек в написании адреса. Данные пункты оцениваются по критерию «Языковое оформление текста».
Деление текста на абзацы выступает важным звеном в структурировании последнего письменного задания в ЕГЭ по английскому языку, а точнее в написании эссе по проблеме. В зависимости от количества ошибок в делении текста на абзацы экзаменуемый может потерять от 0 до 3 баллов по критерию «Организация текста».
В зависимости от количества орфографических и пунктуационных ошибок текст оценивается по критерию «Орфография и пунктуация», допускающему 1 ошибку одного и/или другого типа. При наличии большего количества ошибок такого характера эксперт в праве снять от 1 до 2 баллов. При этом к пунктуационным ошибкам отнесены: точка, вопросительный знак, восклицательный знак в конце предложения, отсутствие запятой после вводных слов (что считается одной ошибкой в рамках одного текста) и при перечислении, нарушения в оформлении прямой речи.
Устная часть ЕГЭ по английскому языку включает в себя задание на чтение отрывка текста. Одним из критериев его оценивания выступает грамотная расстановка фразового ударения и смысловое членение текста. Очевидно, что без соответствующих знаний о системе пунктуации чтение текста с правильной интонацией будет представлять сложность для школьника [6].
Кроме того, правила пунктуации незримо влияют на успешность выполнения заданий в части аудирования, а также в разделах чтения и грамматики. Несмотря на то, что фактически расстановка знаков препинания не является основной целью в выполнении данных заданий, полное понимание любых высказываний в рамках ЕГЭ строится и на основе знаний о системе пунктуации.
Так, становится абсолютно очевидным тот факт, что базовые знания о системе пунктуации английского языка необходимо изучать, начиная с первых ступеней школьной программы. Постепенное освоение данного грамматического раздела позволит учащимся подойти максимально подготовленными к сдаче единого государственного экзамена.
Проанализируем ряд учебно-методических комплексов (далее – УМК) по английскому языку для средней школы, чтобы понять, насколько они эффективны в процессе подготовки к единому государственному экзамену, а также для достижения определённого уровня овладения иностранным языком после прохождения учебной программы средней школы в полном объёме. Критерием отбора УМК для анализа послужила их распространённость в школах Липецкой области.
Учебно-методический комплекс “Rainbow English” российского издательства «Дрофа» соответствует ФГОС и предназначен для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений. Учебник создан авторами О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой и К.М. Барановой. Основным его направлением считается развитие коммуникативной стороны речи, потому учебник не перенасыщен грамматическим материалом. Подробному анализу были подвергнуты учебные пособия для 5-11 классов.
Анализ показал, что в данном УМК нет ни одного грамматического раздела с теоретическим материалом по теме «Пунктуация», как и практических заданий по этой теме. В учебно-методическом комплексе можно наблюдать, как авторы делают акцент на правильном использовании отдельных знаков, размещая определённые случаи грамматических явлений в рамках, но при этом не предоставляют никакого теоретической базы и разъяснения правил пунктуации. В частности, в УМК освещены и проиллюстрированы следующие моменты, непосредственно или опосредованно связанные с пунктуацией:
- краткое написание вспомогательного глагола и отрицательной частицы “not” (сould not – сouldn’t). Информации об апострофе как о пунктуационном знаке не даётся;
- употребление слова “please” для построения вежливой формы вопроса/просьбы (Could you close the window, please?);
- сокращённая форма повелительного наклонения “let us” (Let’s make a cake!);
- функция апострофа в формировании притяжательного падежа существительных (Mom’s dress);
- использование дефиса в написании количественных числительных (twenty-two);
- конструкции, выражающие удивление (т.н. words of surprise) (Really?! // Are you kidding me?);
- восклицательные конструкции (exclamations) (How boring! What a surprise!).
Небольшим исключением среди учебных пособий комплекса “Rainbow English” является учебник для 10 класса. Грамматический справочник, располагающийся в конце, содержит пункт с основами письма, в котором описывается понятие “paragraph” (абзац), раскрывается его суть, графические особенности и функции в письменной речи [1]. Там же представлены правила оформления письма. Авторы делают акцент на внешнем виде письма, отмечая его особенности в виде схемы, после которой с помощью вопросов по предлагаемой структуре текста учащиеся останавливаются и на таких важных моментах, как использование запятой после обращения, в написании дат и после заключительного слова. Далее для закрепления материала предлагается выполнить несколько тематических упражнений [1].
Таким образом, формирование пунктуационных навыков достигается на незначительном уровне и посредством лишь автоматизированной расстановки отдельных знаков препинания, следуя образцу. Фактически учащиеся не получают никакой теоретической информации о существующей системе знаков и ее правил в изучаемом языке. Единственное, что им предлагается, это непроизвольное запоминание основных случаев употребления пунктуационных знаков и включение их в свою письменную речь.
УМК “Starlight” издательства «Просвещение» был разработан объединением британских и российских авторов, среди которых – Вирджиния Эванс, Дженни Дули, К. М. Баранова, В.В. Копылова и Р.П. Мильруд. УМК одобрен ФГОС для использования в преподавании английскому языку и рекомендуется для учебно-образовательных учреждений с углубленным изучением английского языка в 1-11 классах. Для детального рассмотрения были выбраны учебники для учеников средней школы 5-11 классов.
Данная серия учебников содержит информацию по правилам английской пунктуации на каждой ступени обучения, начиная с 5 класса. Основной акцент на изучение основ пунктуации сделан на 5 и 6 классы: в учебниках этого этапа обучения вы найдёте вынесенные отдельно правила с примерами и объяснением. Учебник для 6 классов содержит банк грамматических правил, располагающийся в самом конце, и одним из его разделов является тема пунктуации. В разделе рассмотрены все знаки препинания, включая точку, вопросительный знак, восклицательный знак, апостроф, двоеточие, запятая, скобки, кавычки, указаны соответствующие им названия на английском языке, основные случаи использования и правила расстановки, вся информация подкреплена примерами. Кроме того, отдельно представлена тема «Заглавные буквы» [3].
Учебник 5 класса линейки «Звездный английский», рассчитанный на более ранний этап изучения английского языка, содержит лишь вводную часть правил о знаках препинания, среди которых точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак: “We use a full stop (.) at the end of an affirmative and negative sentence. We use question marks (?) at the end of questions. We use a comma (,) to separate a list of items. We use an exclamation mark (!) at the end of sentences that express strong feelings.” Отдельно представлена информация о заглавных буквах. Правила представлены в виде табличек рубрики “Writing tip”, после которых ученикам предлагается выполнить упражнение для закрепления знаний [2].
Учебники для старшего этапа обучения предлагают следующую информацию, касающуюся пунктуационной системы: правило об условных упражнениях; информация о постановке запятой (10 класс. Грамматический справочник); виды придаточных, расстановка запятой с придаточными времени; правило об условных упражнениях: информация о постановке запятой; linking words and phrases immediately followed by a comma, relative clauses: identifying and non-identifying types and commas with them (11 класс. Грамматический справочник) [4], [5].
Анализ УМК «Звёздный английский» показал, что, несмотря на то, что учебники данной линейки имеют преимущественное отличие в содержании и структурировании темы пунктуации, данной теме всё же уделяется незначительное внимание. Вся предложенная информация о знаках препинания рассматривается на базовом уровне на начальном этапе средней школы, при этом учебники 7-9 классов вовсе не касаются темы пунктуации, что создаёт пробел в знаниях учащихся.
Завершающим список УМК для анализа стал учебник Solutions (3rd edition) авторов Тим Фалла и Пол Дейвис. Учебники данной линейки рассчитаны на учащихся 14-19 лет и представляют из себя пятиуровневый курс – от начального до продвинутого. УМК “Solutions” нацелен на развитие всех речевых навыков, особенно говорения и письма.
Содержание УМК соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Преподавателями английского языка отмечается, что данный учебник подходит для углубленного изучения английского языка. Его преимуществом являются аутентичные тексты, актуализированные культурологические и лингвострановедческие материалы, использование информационных технологий в проведении тестов и разнообразный банк заданий в открытом доступе на сайте Oxford University Press.
Анализ инструментов формирования пунктуационных навыков в УМК показал, что информация о расстановке знаков препинания представлена в нём в контексте грамматических правил: в грамматическом справочнике в рамках правила о придаточных предложениях (отделение придаточных запятой); в правиле о втором типе условных предложений (использование запятой); правила написания личного и делового писем (деление на абзацы); образование составных прилагательных (способ образования с помощью дефиса); восклицательные предложения с what/how (восклицательный знак в конце предложения); информация об определительных придаточных предложениях (отделение запятой распространительных определительных придаточных); в разделе закрепления лексики: запятая в написании тысяч, сотен тысяч и миллионов; правило написания десятичных дробей (целое отделяется точкой); пунктуация прямой речи (написание реплик с новой строки, введение прямой речи запятой и далее кавычками, написание знаков препинания прямой речи внутри кавычек).
Несмотря на то, что УМК рекомендован для использования в школах с углубленным изучением английского языка, тема пунктуации раскрыта авторами на базовом уровне. При этом сведения о знаках препинания встречаются лишь в контексте объяснения другого грамматического правила. Учебной программой, представленной в книге для учителя, не предусмотрено времени даже для ознакомления с темой пунктуации и основными ее положениями. Данная тенденция сохраняется на протяжении всего курса обучения в УМК Solutions, что позволяет нам сделать вывод о том, что тема пунктуации раскрыта в недостаточном объеме.
Итак, проведённый анализ подтверждает тезис о том, что в рамках обучения иностранному (английскому) языку тема пунктуации освещается на минимальном и не всегда достаточном уровне для формирования базовых навыков расстановки и декодирования знаков препинания.
Библиографический список
- Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Rainbow English. Английский язык. Базовый уровень 10 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2014. 253 с.
- Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Starlight. Английский язык 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 112 с.
- Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Starlight. Английский язык 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. 184 с.
- Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Starlight. Английский язык 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 202 с.
- Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Starlight. Английский язык 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. 203 с.
- Официальный Информационный портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru (дата обращения 28.05.2020).
- Тамбовкина Т.Ю., Бударина А.О., Шершнева А.В. Теория обучения иностранным языкам. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2009. 81 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013. 63 с.
28 комментариев
Здравствуйте, Мария Андреевна! Спасибо за интересную статью. Я разделяю Ваше мнение о том, что на уроках уделяется мало внимания на обучение пунктуации. Сейчас во многих школах проводят внеурочную деятельность, элективные курсы, консультации по экзаменам по иностранному языку. Эти дополнительные часы могут быть использованы для обучения пунктуации. Какие пособия Вы можете порекомендовать к использованию, в которых есть хорошая теория и интересные упражнения по обучению пунктуации?
Спасибо за комментарий и за вопрос, уважаемая Валентина Григорьевна! К сожалению, пособия, целенаправленно обучающие английской пунктуации подобно многочисленным грамматическим изданиям (English Grammar in Use, Grammar Way, Round-Up и т.д.), не имеют широкого распространения. Можно порекомендовать вот этот онлайн-ресурс: https://www.grammarbook.com/punctuation_rules.asp
Здесь несложным языком излагаются основные правила пунктуации и есть интерактивные тесты на усвоение правил.
Спасибо большое за ответ и предложенный онлайн-ресурс!
Спасибо за познавательный доклад.
В каких случаях обучающиеся чаще всего допускают нарушения пунктуации в предложении в английском языке?
Спасибо за вопрос. Мой пока не очень большой преподавательский опыт и опыт старших коллег показывает, что наши учащиеся полностью переносят пунктуацию родного языка на английский. Особенно это касается придаточных определительных предложений.
Добрый день, интересный доклад! Скажите, пожалуйста,необходимо ли в школе полноценно изучать тему пунктуации иностранного языка,например,как это изучается на уроках русского языка? Ведь данная тема очень важна,но я ей практически не уделяют внимания многие педагоги.
Спасибо за вопрос. Разумеется, нет смысла уделять пунктуации столько же внимания, сколько, скажем, видо-временным формам глагола. Однако, на наш взгляд, совсем загонять её в угол, как это происходит сейчас, тоже не стоит. Если кратко, то посыл-пожелание моего сообщения таков: требуется чуть-чуть больше внимания и системного подхода к пунктуации.
Пособие Solutions — это полноценный пятиуровневый курс для подростков (от 14 до 9 лет) для овладения английским языком и подготовкой к экзаменам. Простая структура Solutions, а также легкая навигация помогает в обучении и мотивирует студентов на говорение. Student’s Book и аудио диск к ней обеспечивают постоянную практику и достижение поставленных целей. Подготовке к экзаменам уделено особое внимание после каждого раздела.
Неожиданно, можете прямо сейчас посетить betwinner официальный сайт https://vtb-center.ru и испытать удачу.
lasilix where to buy non precription
cialis online prescription
Fantastic goods from you, man. I have understand your stuff previous to and you’re just extremely
magnificent. I really like what you’ve acquired here, certainly like
what you are stating and the way in which you
say it. You make it entertaining and you still care for to keep it sensible.
I can not wait to read much more from you. This is
actually a tremendous website.
I think the admin of this site is actually working hard in support of his web page, because
here every material is quality based stuff.
My web blog :: https://tanglewood.sh/index.php?action=profile;u=35423
My brother suggested I might like this website. He was totally right.
This post actually made my day. You cann’t imagine simply how much time I had spent for
this information! Thanks!
My homepage download slot game lionking888
A lot of thanks for your whole labor on this web page. Debby
enjoys making time for investigation and it’s easy to see why.
All of us learn all regarding the lively mode you offer efficient tips and
hints on your web blog and as well invigorate contribution from some other people on that
subject matter so our favorite daughter is always starting to learn a whole lot.
Enjoy the rest of the year. You’re performing a glorious
job.
My page :: http://www.qijiang520.com
Asking questions are really fastidious thing if you are not understanding something entirely, except this article presents fastidious understanding even.
Look into my site … Bellissi Moisturizer (rowmarking.today)
Hello everybody, here every person is sharing these kinds of experience, therefore it’s nice to read this
website, and I used to go to see this blog every day.
My website 98e.fun
I always was interested in this topic and still
am, appreciate it for posting.
My web blog :: http://www.meteoritegarden.com
Howdy! This post couldn’t be written any better! Reading through this post reminds me of
my good old room mate! He always kept talking about this.
I will forward this post to him. Pretty sure he will have a good read.
Thanks for sharing!
Visit my blog post :: http://www.aniene.net/
I wanted to follow along and allow you to know how , very much I treasured
discovering your web blog today. We would consider it the honor
to operate at my office and be able to utilize tips contributed
on your web site and also take part in visitors’ opinions like this.
Should a position associated with guest publisher
become on offer at your end, remember to let me know.
My site; https://mpc-install.com/
These are actually wonderful ideas in regarding blogging.
You have touched some fastidious things here. Any way keep up wrinting.
Here is my website — Male Dominator Tablets
I’m still learning from you, but I’m trying to reach my
goals. I absolutely liked reading all that is posted on your
blog.Keep the aarticles coming. I enjoyed it!
Have a look at my web page: Breeze Tech Reviews
Quality content is the crucial to be a focus for the people to pay a visit the website, that’s what this web site is providing.
My web-site: Nuubu
With havin so much content and articles do you ever run into any issues of plagorism or copyright violation? My site has a lot of exclusive content I’ve either created myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it
up all over the web without my agreement.
Do you know any methods to help stop content from being stolen? I’d really
appreciate it.
Also visit my web blog … Premium Shot Keto
I feel that is among the most important info for me.
And i’m satisfied studying your article. However want to
observation on some basic issues, The website taste is wonderful, the articles is in point of
fact nice :D. Just right task, cheers.
Visit my blog post https://mpc-install.com/
Just what I was searching for, thank you for posting.
Take a look at my web blog: https://mpc-install.com/
Пожалуй, так и есть. Ничего сложного нет, чтобы casino x скачать и играть через клиент
When I read an article on this topic, slotsite the first thought was profound and difficult, and I wondered if others could understand.. My site has a discussion board for articles and photos similar to this topic. Could you please visit me when you have time to discuss this topic?