Новиков Евгений Вячеславич,
учитель МБОУ СШ№ 41 имени М.Ю. Лермонтова г. Липецка,
магистрант института естественных, математических и технических наук
ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
(научные руководители —
кандидат физ.-мат. наук, доцент
Т.П. Фомина, доктор педагогических наук, профессор С.В. Щербатых)
e-mail: novikoffeugeny@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос изучения курса «основы финансовой грамотности» в общеобразовательном учреждении МБОУ СШ №41 г. Липецка. Автор приводит основные понятия, элементы курса, которые можно изучить в школьной программе по математике. Приведено анкетирование учащихся школы по вопросу организации курса «основы финансовой грамотности» для изучения в школьной программе.

Ключевые слова: финансовая грамотность, решение задач ЕГЭ, совокупность знаний учащихся, денежная система, собственный бизнес, принятие оптимальных решений.

 

В связи с модернизацией школьного образования школьники стали писать всероссийские проверочные работы, кроме того выпускники сдают единый государственный экзамен. Многие задания данных работ имеют практический характер и заставляют школьников изучать такие понятия как финансы, кредиты, налоги, финансовое пирамиды и т.д. Например, в задании 17 профильного ЕГЭ по математике встречаются следующие темы:

  1. Задачи на оптимальный выбор
  2. Кредиты, банки и вклады

Указанные темы и другие можно объединить в один школьный предмет «Основы финансовой грамотности» (или раздел школьного курса математики). На сегодняшний день данный предмет не включен в учебный план, но необходимость его существования определяется не только задачами ЕГЭ по математике, но и требованиями современного общества. Поскольку правильные финансовые решения являются одним из факторов, определяющим уровень нашей жизни. Научиться принимать оптимальные решения и является главной задачей данного курса. [2]

Финансовая грамотность – это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.[1]

Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

  • развитие личности школьников;
  • формирование элементарных (базовых) навыков принятия финансовых решений;
  • расширение кругозора учащихся в области финансовой математики;
  • принятие верных решений в управлении личных финансов.

Данный предмет, как и другие школьные дисциплины, должен иметь строгую структуру изучаемых тем. Большое количество вопросов, связанных с финансовыми операциями, могут определять различную структуру. Можно определить структуру данного курса, рассчитанную на 30 учебных часов, следующим образом:

  1. Проценты и соотношения
  2. Депозит
  3. Кредит и вклады
  4. Налоги
  5. Пенсии
  6. Страхование
  7. Собственный бизнес
  8. Финансовые пирамиды
  9. Производственные и бытовые задачи
  10. Итоговая аттестация

Данный курс организуется для старшеклассников, в зависимости от учебной нагрузки класса. Каждый раздел будет иметь теоретические представления темы, решение наиболее трудных задач, задачи для самостоятельного решения, тесты и индивидуальные задания для учащихся. В разделе «итоговая аттестация» размещаются итоговые варианты, которые позволят проконтролировать уровень основания изученного материала. [3]

В ходе работы над статьей было приведено актирование школьников МБОУ СШ №41 имени М.Ю. Лермонтова г. Липецка на предмет организации курса «основы финансовой грамотности» для изучения в школьной программе.

В опросе участвовало 40 учащихся 10-х классов. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Знает ли Вы, что такое «финансовая грамотность»?
  • ДА
  • Нет
  1. Финансовая грамотность — это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования. Как Вы думаете, какие темы должны быть включены в предмет «основы финансовой грамотности»?
  • Проценты и соотношения
  • Депозит
  • Кредит и вклады
  • Налоги
  • Пенсии
  • Страхование
  • Собственный бизнес
  • Финансовые пирамиды
  • Математические методы обработки информации
  • Решение задач повышенной сложности
  • Решение задач ЕГЭ
  1. Как Вы думаете, сколько часов в неделю нужно отвести на курс?
  • 1 ч в неделю
  • 2 ч в неделю
  • 3 ч в неделю
  1. Как Вы думаете, поможет ли Вам данный предмет в сдачи ЕГЭ по математике?
  • ДА
  • Нет
  1. Если Вы ответили в предыдущем вопросе «ДА», то в каком задании Вы применили знания из данного курса?
  • Задания 1 части (№1-9)
  • Задания 1 части (№10-12)
  • Задания 2 части (№13)
  • Задания 2 части (№15)
  • Задания 2 части (№17)
  • Задания 2 части (№18)
  • Задания 2 части (№19)
  1. Хотели бы Вы, чтобы предмет «Основы финансовой грамотности» появился у Вас в школе?
  • ДА
  • Нет

Результаты получились следующие:

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Анализируя результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Многие обучающиеся знают (55%), что такое «финансовая грамотность»
  2. По мнению учеников, в программу курса «Основы финансовой грамотности» должны быть включены такие темы как:
  • Кредиты и вклады (13%)
  • Налоги (13%)
  • Страхование (10%)
  • Собственный бизнес (11%)
  • Финансовые пирамиды (13%)
  • Решение задач ЕГЭ (14%)
  1. Исходя из диаграммы, по мнению учащихся курс «Основы финансовой грамотности» должен быть 1 ч в неделю
  2. 72% учащихся считают, что изучение данного предмета, поможет им сдать ЕГЭ по математике на более высший балл
  3. 18 учащихся из 29, считают, что в 17 задание ЕГЭ по математике они успешно применят знания из курса «Основы финансовой грамотности»
  4. Учащиеся МБОУ СШ № 41 хотели бы (74%), чтобы в их программе появился курс «Основы финансовой грамотности»

В заключении отметим, что курс «Основы финансовой грамотности» будет очень полезен современным школьникам. Принятие верных финансовых решений, представления о налогах и, конечно, финансирования пенсии, занимают особое место в жизни каждого человека. Знания не только этих, но и других процессов, облегчат и помогут современному человеку в этот огромном и иногда непонятно мире финансов.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Лавренова, Е.Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразоват. орг./ Е.Б. Лавренова, И.В. Липсиц, О.И. Рязанова – М.: ВИТТА – ПРЕСС, 2014. – 48 с.
  3. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2016. – 147с.[Электронный ресурс]

7 комментариев

  1. Евгений Вячеславович, спасибо за содержательное сообщение. Можно ли предлагаемый Вами курс «Основы финансовой грамотности» предлагать в качестве элективного курса?

  2. Евгений Вячеславович, не могли бы Вы обозначить возраст, с которого, на Ваш вгзляд, необходимо начинать развивать финансовую грамотность у детей?

  3. Протоколы СКУД Информационно-образовательный портал Справочная по университету Web-почта Единая диспетчерская служба УОК «Лесное озеро» Размещение презентаций Личные кабинеты Скидки на обучение ИТ-поддержка Поддержка WiFi в общежитиях Кампусная карта Библиотека Образовательные программы Открытая онлайн-академия Отчет о нагрузке Планируемые защиты диссертаций Научные мероприятия Конкурс на замещение должностей Вакансии Иностранным обучающимся Наши партнеры Налоговые и бухгалтерские курсы для практиков Бизнес-инкубатор «Чапай Хаб» Заполнить анкету выпускника Институт повышения квалификации специалистов Институт цифровых компетенций Виртуальный тур по вузу Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Проект Финансовая грамотность Международная школа бизнеса Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Система дистанционного обучения Группы, переведенные на изоляцию Министерство просвещения РФ Министерство науки и высшего образования РФ

  4. I must thank you for the efforts you have put in penning this site.
    I really hope to check out the same high-grade blog posts by
    you in the future as well. In truth, your creative writing abilities has
    motivated me to get my own blog now 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.