Новиков Евгений Вячеславич,
учитель МБОУ СШ№ 41 имени М.Ю. Лермонтова г. Липецка,
магистрант института естественных, математических и технических наук
ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
(научные руководители —
кандидат физ.-мат. наук, доцент
Т.П. Фомина, доктор педагогических наук, профессор С.В. Щербатых)
e-mail: novikoffeugeny@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос изучения курса «основы финансовой грамотности» в общеобразовательном учреждении МБОУ СШ №41 г. Липецка. Автор приводит основные понятия, элементы курса, которые можно изучить в школьной программе по математике. Приведено анкетирование учащихся школы по вопросу организации курса «основы финансовой грамотности» для изучения в школьной программе.
Ключевые слова: финансовая грамотность, решение задач ЕГЭ, совокупность знаний учащихся, денежная система, собственный бизнес, принятие оптимальных решений.
В связи с модернизацией школьного образования школьники стали писать всероссийские проверочные работы, кроме того выпускники сдают единый государственный экзамен. Многие задания данных работ имеют практический характер и заставляют школьников изучать такие понятия как финансы, кредиты, налоги, финансовое пирамиды и т.д. Например, в задании 17 профильного ЕГЭ по математике встречаются следующие темы:
- Задачи на оптимальный выбор
- Кредиты, банки и вклады
Указанные темы и другие можно объединить в один школьный предмет «Основы финансовой грамотности» (или раздел школьного курса математики). На сегодняшний день данный предмет не включен в учебный план, но необходимость его существования определяется не только задачами ЕГЭ по математике, но и требованиями современного общества. Поскольку правильные финансовые решения являются одним из факторов, определяющим уровень нашей жизни. Научиться принимать оптимальные решения и является главной задачей данного курса. [2]
Финансовая грамотность – это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.[1]
Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- развитие личности школьников;
- формирование элементарных (базовых) навыков принятия финансовых решений;
- расширение кругозора учащихся в области финансовой математики;
- принятие верных решений в управлении личных финансов.
Данный предмет, как и другие школьные дисциплины, должен иметь строгую структуру изучаемых тем. Большое количество вопросов, связанных с финансовыми операциями, могут определять различную структуру. Можно определить структуру данного курса, рассчитанную на 30 учебных часов, следующим образом:
- Проценты и соотношения
- Депозит
- Кредит и вклады
- Налоги
- Пенсии
- Страхование
- Собственный бизнес
- Финансовые пирамиды
- Производственные и бытовые задачи
- Итоговая аттестация
Данный курс организуется для старшеклассников, в зависимости от учебной нагрузки класса. Каждый раздел будет иметь теоретические представления темы, решение наиболее трудных задач, задачи для самостоятельного решения, тесты и индивидуальные задания для учащихся. В разделе «итоговая аттестация» размещаются итоговые варианты, которые позволят проконтролировать уровень основания изученного материала. [3]
В ходе работы над статьей было приведено актирование школьников МБОУ СШ №41 имени М.Ю. Лермонтова г. Липецка на предмет организации курса «основы финансовой грамотности» для изучения в школьной программе.
В опросе участвовало 40 учащихся 10-х классов. Им были заданы следующие вопросы:
- Знает ли Вы, что такое «финансовая грамотность»?
- ДА
- Нет
- Финансовая грамотность — это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования. Как Вы думаете, какие темы должны быть включены в предмет «основы финансовой грамотности»?
- Проценты и соотношения
- Депозит
- Кредит и вклады
- Налоги
- Пенсии
- Страхование
- Собственный бизнес
- Финансовые пирамиды
- Математические методы обработки информации
- Решение задач повышенной сложности
- Решение задач ЕГЭ
- Как Вы думаете, сколько часов в неделю нужно отвести на курс?
- 1 ч в неделю
- 2 ч в неделю
- 3 ч в неделю
- Как Вы думаете, поможет ли Вам данный предмет в сдачи ЕГЭ по математике?
- ДА
- Нет
- Если Вы ответили в предыдущем вопросе «ДА», то в каком задании Вы применили знания из данного курса?
- Задания 1 части (№1-9)
- Задания 1 части (№10-12)
- Задания 2 части (№13)
- Задания 2 части (№15)
- Задания 2 части (№17)
- Задания 2 части (№18)
- Задания 2 части (№19)
- Хотели бы Вы, чтобы предмет «Основы финансовой грамотности» появился у Вас в школе?
- ДА
- Нет
Результаты получились следующие:
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Вопрос 4.
Вопрос 5.
Вопрос 6.
Анализируя результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:
- Многие обучающиеся знают (55%), что такое «финансовая грамотность»
- По мнению учеников, в программу курса «Основы финансовой грамотности» должны быть включены такие темы как:
- Кредиты и вклады (13%)
- Налоги (13%)
- Страхование (10%)
- Собственный бизнес (11%)
- Финансовые пирамиды (13%)
- Решение задач ЕГЭ (14%)
- Исходя из диаграммы, по мнению учащихся курс «Основы финансовой грамотности» должен быть 1 ч в неделю
- 72% учащихся считают, что изучение данного предмета, поможет им сдать ЕГЭ по математике на более высший балл
- 18 учащихся из 29, считают, что в 17 задание ЕГЭ по математике они успешно применят знания из курса «Основы финансовой грамотности»
- Учащиеся МБОУ СШ № 41 хотели бы (74%), чтобы в их программе появился курс «Основы финансовой грамотности»
В заключении отметим, что курс «Основы финансовой грамотности» будет очень полезен современным школьникам. Принятие верных финансовых решений, представления о налогах и, конечно, финансирования пенсии, занимают особое место в жизни каждого человека. Знания не только этих, но и других процессов, облегчат и помогут современному человеку в этот огромном и иногда непонятно мире финансов.
Библиографический список
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Лавренова, Е.Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразоват. орг./ Е.Б. Лавренова, И.В. Липсиц, О.И. Рязанова – М.: ВИТТА – ПРЕСС, 2014. – 48 с.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2016. – 147с.[Электронный ресурс]
7 комментариев
Евгений Вячеславович, спасибо за содержательное сообщение. Можно ли предлагаемый Вами курс «Основы финансовой грамотности» предлагать в качестве элективного курса?
Евгений Вячеславович, не могли бы Вы обозначить возраст, с которого, на Ваш вгзляд, необходимо начинать развивать финансовую грамотность у детей?
Протоколы СКУД Информационно-образовательный портал Справочная по университету Web-почта Единая диспетчерская служба УОК «Лесное озеро» Размещение презентаций Личные кабинеты Скидки на обучение ИТ-поддержка Поддержка WiFi в общежитиях Кампусная карта Библиотека Образовательные программы Открытая онлайн-академия Отчет о нагрузке Планируемые защиты диссертаций Научные мероприятия Конкурс на замещение должностей Вакансии Иностранным обучающимся Наши партнеры Налоговые и бухгалтерские курсы для практиков Бизнес-инкубатор «Чапай Хаб» Заполнить анкету выпускника Институт повышения квалификации специалистов Институт цифровых компетенций Виртуальный тур по вузу Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Проект Финансовая грамотность Международная школа бизнеса Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Система дистанционного обучения Группы, переведенные на изоляцию Министерство просвещения РФ Министерство науки и высшего образования РФ
cheap cialis online pharmacy
can you buy cialis online
I must thank you for the efforts you have put in penning this site.
I really hope to check out the same high-grade blog posts by
you in the future as well. In truth, your creative writing abilities has
motivated me to get my own blog now 😉
It’s the same topic , but I was quite surprised to see the opinions I didn’t think of. My blog also has articles on these topics, so I look forward to your visit. majorsite