Боева Татьяна Михайловна,
студент института психологии и педагогики
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова)
ilicheva-10@mail.ru
Аннотация. В данной статье раскрывается процесс развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием средствами музыкотерапии.
Ключевые слова: интонационно-мелодическая сторона речи, заикание, интонация, дети старшего дошкольного возраста, музыкотерапия.
Одним из важных аспектов овладения звуковой стороной языка и формирования языковой системы в целом является становление интонационного процесса.Значимость интонации вызывает интерес у широкого круга специалистов к исследованиям, связанным с формированием интонационной выразительности речи.
Интонация является основной составляющей просодии. Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, относится к высшему уровню развития языка [8]. Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду со своей содержательной стороной она имеет и просодическую, оказывающую большое влияние на восприятие слушателем.
Интонационно оформленная речь помогает определить смысл высказывания и его подтекст. Используя интонацию, говорящий может эмоционально влиять на слушателя. При отсутствии интонации речь становится невнятной и непонятной собеседнику. Это сложное явление, которое включает в себя определенные акустические компоненты: тон голоса, его тембр, интенсивность или силу звучания голоса, паузы и логические ударения, темп речи. Перечисленные компоненты принимают участие в организации речевого высказывания и его членении в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Интонационная сторона речи играет важнейшую роль в оформлении фраз в целостные смысловые единицы, обеспечивая правильную передачу информации о типе высказывания и об эмоциональном состоянии говорящего [10].
Ряд отечественных (Л.З.Арутюнян, Л.И. Дьякова, Е.А. Белякова и др.) и зарубежных (М.Вингейт, Г.Бергмани др.) исследователей изучали интонационно — мелодическую сторону речи заикающихся [2; 3; 4].
Под заиканием поднимается тяжелое речевое расстройство, которое возникает у детей дошкольного возраста и характеризуется нарушениям просодической речи, включая интонацию.
Опираясь на исследования ученых, можно выделить особенности интонационно — мелодической стороны речи, которые свойственны для этой вербальной патологии: ограниченность голосовой модуляции по интенсивности и высоте, координационные двигательные расстройства, несовершенства фонаторной и артикуляционной мускулатуры; расстройства функции дыхания: слабое речевое дыхание, укороченный выдох с нарушенным ритмом в процессе проговаривания; сложности понимания и продуцирования интонационных структур; расстройства мелодической составляющей интонации, темпо-ритмической организации речепроизводства [2; 3; 6].
Сбой интонационно – мелодической составляющей сопоставительно с процессами возбуждения и торможения приводит к расстройствам плавности речи. Это отрицательно сказывается на целом акте речи и приводит к эмоциональному сдвигу. Замкнутый патологический круг требует разрыва патологических связей. Искусство позволяет избежать эмоционального негатива. Согласно теоретическим исследованиям, проводимым С. И. Большаковой, М. И. Лоховым, А.Н. Леонтьевым, эмоции — энергизируют и организуют восприятие, мышление и деятельность, что обусловлено их когнитивно-оценочной функцией [5; 9].
Данный факт позволяет отдавать предпочтение музыке как приоритетному средству при избавлении от заикания, так как она довольно сильно активизирует эмоции. Музыкальное сопровождение используется в ходе коррекции речи при заикании, так как доказано сходство механизмов восприятия музыкальных и речевых сигналов.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на состояние человека. Изучением влияния музыки на детей, о том, какой какое место она занимает в эстетическом, умственном, физическом воспитании занимались многие исследователи(М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др.) [7].
Следует отметить, что коррекционная работа по развитию интонационной стороны речи заикающихся осуществляется в комплексе с формированием всех компонентов речевой деятельности и на всех ее этапах.
С целью изучения специфики развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием было проведено экспериментальное исследование. Базами исследования явились МАДОУ «Детский сад № 15 города Ельца», МБДОУ «Детский сад № 36 города Ельца», МБДОУ ЦРР «Детский сад №2 «Солнышко» с. Красное Липецкой области. В исследовании приняли участие семьстаршего дошкольного возраста.
В основу исследования были положены методики Г. А. Волковой и Е. Ф. Архиповой [1; 6]. На их основе были разработаны блоки заданий, направленных на изучение артикуляционной моторики, интонационно-мелодической стороны речи, восприятия и воспроизведения тембра голоса у детей.
Оценка развития интонационно-мелодической стороны речи старших дошкольников с заиканием осуществлялась по следующим критериям:
— дифференциация и использование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
— выделение и продуцирование логического ударения;
— восприятие и воспроизведение модуляций голоса и тембра;
— самостоятельность или использование стимулирующей помощи.
Опираясь на результаты проведенного исследования детей с высоким уровнем развития интонационно – мелодической стороны речи не оказалось.
Средний уровень развития темпо – ритмической стороны речи отмечался у 40% детей.Дошкольники хорошо понимали инструкции, допускали незначительные ошибки при воспроизведении разного темпа речи, процесс самоконтроля за воспроизведением собственных речевых высказываний несущественно нарушен. Затруднялись в выполнении заданий на оценивание эмоциональной характеристики голоса, изменения тембра голоса.
У 60% исследуемых детей, отнесенных к низкому уровню, наибольшие трудности вызывали задания навыделение голосом главного по смыслу слова во фразе, оценивание эмоциональной характеристики голоса. Дошкольники не могли правильно контролировать темп и ритм собственной речи. Задания, направленные на определение ритма речи вызывали значительные затруднения, текст был прочитан с постоянно меняющимся ритмическим и мелодическим рисунком, не соблюдались паузы и соответствующая интонация. При повторении слов, предложений обнаруживалось нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Также наблюдалось нарушение единства мелодики (нарастание и убывание основного тона голоса), ритма (несоответствие пропорции сильных и слабых, длительных и лапидарных слогов), паузировки.
Результаты исследования показывают, что процесс развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием значительно отличается от возрастной нормы.
Вторым этапом исследования был процесс развития интонационно — мелодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
При конструировании методики коррекционного воздействия использовались работы Л.З. Арутюнян, Л.И Беляковой и Е.А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л.З., В.М. Шкловского [2; 4; 12].
Предлагаемая методика развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии состоит из трех этапов.
Подготовительный этап включал установление эмоционального контакта с детьми, проведение вводной беседы, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений, что положительно сказывается на развитии интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием.
Осуществляя коррекционную работу на подготовительном этапе, мы проводили:
- Вводную беседу. Наиболее эффективным методом является, на наш взгляд, краткий рассказ экспериментатора.
- Упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики:
1) ритмическая разминка;
2) упражнения, регулирующие мышечный тонус (использовались специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц);
3) развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.
Использовались двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух речевых заданий, которые постепенно усложнялись.
На основном этапе проводилась работа по формированию умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи; использовать логические ударения; восприятия и воспроизведения модуляций голоса по высоте; тембра голоса в процессе музыкотерапии.
В содержание этапа были включены разные виды гимнастики (дыхательная, голосовая, артикуляционная) и упражнений (логоритмические, релаксационные, музыкальные). В ходе занятий активно использовались движения, особенно движения рук. С начала занятий осуществлялись постановка голоса и звуков, применялись жестовые знаки, речь объединялась с движением. Это необходимо для формирования подтекста: как известно, при проявлении всякой эмоции значимую роль играют двигательные реакции.
Примеры упражнений, применяемые на данном этапе:
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.
Упражнения выполнялись в положении лежа или сидя. Их применение необходимо в связи с нормализацией дыхания и его чередованием через нос и рот, отработкой нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Для достижения максимального комфорта и снятия эмоционального напряжения в процессе выполнения упражнений проигрывалась негромкая аудиозапись «Звуки природы».
- Упражнения, предназначенные для увеличения длительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога -«встречное дирижирование»). При выполнении упражнений уделялось внимание равномерному распределению выдоха в процессе проговаривания высказывания. При этом соблюдали умеренный темп речи с отчетливым произношением слов; при прочтении стихотворений или пении песни произносили возрастающее количество строк на одном выдохе, рассчитывали расход воздуха с величиной текста.
- Голосовая гимнастика.
Цель заключается в развитии силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической стороны речи.
Проводя работу над гласными,следили за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом); не допускали горлового призвука; выполнение упражнений проводилось в умеренном темпе речи, следили за четкой артикуляцией и равномерным распределением выдоха.
4.Упражнения, направленные на развитие интонационно-мелодической стороны речи.
Работа над интонацией на подготовительном этапеосновывалась на материале отдельных звуков, звукосочетаний, «эталонов», автоматизированных рядов. Далее, на этапе активной тренировки речи — на материале предложений, стихотворений, диалогов, текстов, инсценировок. Активно использовали музыкальное сопровождение.
- Логоритмические упражнения.
При выполнении упражнений внимание было направлено на выработку оптимального темпа и ритма речи у заикающегося с помощью специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля, ритмических движений (встречное дирижирование, ходьба, прыжки, хлопки и т.д.). Логопедическая ритмика оказывает влияние на нормализацию темпа и ритма общих и речевых движений, а также на просодику речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые и ритмические упражнения воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса.
На завершающем этапе было проведено контрольное исследование, его цель – оценка эффективности коррекционной работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи у исследуемого контингента детей с заиканием. В эксперименте также приняли участие 7 детей старшего дошкольного возраста.
Количество испытуемых с высоким уровнем развития не выявлено; численность детей со средним уровнем составила 60 %; низкий уровень развития интонационно-мелодической стороны речи продемонстрировали 40% дошкольников.
Таким образом, сравнительный анализ показателей уровня развития интонационно – мелодической стороны речи у заикающихся старших дошкольников свидетельствует об эффективности предлагаемых направлений в коррекционной работе и позволяет говорить о возможности их использования в коррекционной практике с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием.
Библиографический список
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: АСТ, 2007. 224 с.
- Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. – М.: Эребус, 2003. 160 с.
- Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”. – М.: В. Секачев, 2016. 304 с.
- Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2017. 96 с.
- Большакова С.И. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 456 с.
- Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьмидошкольного возраста по системе игр: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб.:Просвещение, 2017. 223 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.длявысш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС,2013. 272с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 2017. 346 с.
- Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. – СПб.: Наука, 2014. 188 с.
- Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2016. 223 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2015. 268 с.
- Шкловский, В. М. Заикание. – М.:ICE, 2014. 248 с.
60 комментариев
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Спасибо за интересную и содержательную статью. В ходе исследования Вы сделали вывод, что использование музыкотерапии оказывает положительный эффект на развитие интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием. Как Вы считаете, влияет ли использование музыкальных средств на изменения в личностном развитии детей с речевыми нарушениями? Каким образом?
Какие логоритмические, музыкальные и релаксационные упражнения были использованы вами в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками ?
Спасибо за вопрос. Среди логоритмических упражнений использовались, например: ходьба на месте по кругу в среднем темпе. Произносились гласные звуки, слоговые ряды ,позже слова и фразы (чистоговорки,скороговорки). Произносится слог на каждый шаг.В конце занятия темп движений и речи увеличивался.
Пример релаксационного упражнения: упражнение для рук. Выполняется стоя или сидя,руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак ,напрячь кисти, затем предплечья и плечи. Поочерёдно расслабить кисти,затем предплечья и полностью мышцы рук.
Пример музыкального упражнения: «Пильщики», муз. Боромыковой О.С. Дети выполняли движения по тексту , 1-8 такты — двигают руками вперёд — назад , имитируя пилку дров.
9-10 такты — опускают бросков руки вниз.
11-12 такты — дети меняются местами друг с другом на бегу.
Здравствуйте! Спасибо за вопрос! Конечно же, использование музыкотерапии оказывает положительный эффект на личностное развитие детей с речевыми нарушениями, а особенно с заиканием. Прежде всего, это положительно сказывается на эмоциональной стороне детей дошкольного возраста, что очень важно для этого этапа детства. Это, в последствии, поможет в обеспечении плавности речи и линостном развитии детей с заиканием в целом.
Добрый день Татьяна Михайловна! На каком из этапов коррекционной деятельности вы столкнулись с большими трудностями в своём исследовании?
Добрый день! Трудности возникли на втором этапе исследования, где осуществлялся процесс развития интонационно — методической стороны речи. Принимали участие в исследовании дети с невротической и неврозоподобной формами заикания, дошкольники с неврозоподобной формой сложнее поддавались коррекции.
Прошу прощения, процесс развития интонационно- мелодической стороны речи.
Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, поскольку вовремя, воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом. Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия является наивысшим уровнем развития языка. Её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей.
online dating
free personal ads online
how to use tinder , tinder sign up
tinder login
tinder sign up , tider
tinder app
tinder date , tider
http://tinderentrar.com/
Ритмикоинтонационная структура текста -совокупность совместно действующих компонентов звучания речи Умение слушать собеседника (понимать смысл сообщения, становиться на точку зрения собеседника), анализировать интонационные особенности говорящего. Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения, пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи, сохраняя ее гармоническую организованность Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный) Умение определять мелодическую структуру высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение гармонично реализовывать в собственной речи мелодический контур в соответствии с коммуникативным типом предложения и экспрессивными намерениями
buy priligy
accutane without a perscription
I just could not leave your site before suggesting that I actually loved the usual information a person supply in your guests?
Is gonna be again regularly to inspect new posts
Howdy! This is kind of off topic but I need some advice
from an established blog. Is it difficult to set up your own blog?
I’m not very techincal but I can figure
things out pretty quick. I’m thinking about making my own but I’m not sure where to begin. Do
you have any ideas or suggestions? Thank you
Feel free to surf to my homepage … kebe.top
I wanted to visit and let you know how considerably I loved discovering your website today.
I will consider it a great honor to operate at my office and
be able to utilize tips contributed on your web page and also get involved
in visitors’ responses like this. Should a position associated with guest author become offered at your end,
make sure you let me know.
Have a look at my webpage :: http://www.1stanapa.ru
This web site is mostly a walk-through foor all of the data you wanted about this and didn’t
know who to ask. Glimpse right here, and also you’ll positively uncover it.
Admiring the time and effort you put into your website and
in depth information you offer. It’s good to come across
a blog every once in a while that isn’t the same old rehashed information. Great read!
I’ve saved your site and I’m adding your RSS feeds to my Google
account.
Also visit my blog post — mpc-install.com
It’s very effortless to find out any matter on web as compared
to books, as I found this piece of writing at this website.
Feel free to surf to my site … http://anapa-alrosa.com.ru/
I blog frequently and I genuinely thank you for your
content. This great article has truly peaked my interest.
I will take a note of your blog and keep checking
for new information about once a week. I opted in for your Feed too.
Here is my web site … Tri-Bol Testo Review
After going over a number of the articles on your site, I really appreciate
your technique of blogging. I saved it to
my bookmark webpage list and will be checking
back in the near future. Take a look at my website too and let me know what you think.
Hi there everybody, here every person is sharing such familiarity, so it’s good to
read this website, and I used to pay a visit
this website all the time.
Also visit my web site :: Maxie
Nice post. I was checking continuously this blog and I am impressed!
Very helpful information specifically the last part 🙂 I care for such
information a lot. I was looking for this particular information for a very long time.
Thank you and best of luck.
Also visit my page … joker123 malaysia (https://bgoldbet.com/)
Attractive component to content. I just stumbled upon your site and in accession capital to
assert that I get in fact loved account your weblog posts.
Any way I’ll be subscribing in your feeds or even I
achievement you get entry to constantly quickly.
Feel free to surf to my web page — Breeze Tec
Hello there, just beϲame aware of yоur blog through Ꮐoogle, and found that it is truly informativе.
I’m going to watch out for brusseⅼs. I will appreciate if yoou continue this in future.
Maany people wilⅼ be benefited from youг wrіting. Cheers!
Feel free to surf to myy page: kunjungi situs
I have read so many content about the blogger lovers however this
piece of writing is truly a good piece of writing, keep it
up.
my website; Bellissi Moisturizer — https://kebe.top/,
What’s up, its pleasant piece of writing on the topic of media print, we
all understand media is a great source of facts.
It’s going to be end of mine day, however before finish I am reading this fantastic
article to increase my knowledge.
Review my blog — Tri-Bol Testo Reviews
Spot on with this write-up, I actually feel this site
needs far more attention. I?ll probably be back again to read through more,
thanks for the info!
My website :: Claritox Pro Reviews
I’m not certain the place you are getting your info, however good topic.
I must spend some time learning much more or figuring out
more. Thanks for wonderful info I used to be on the lookout for
this info for my mission.
Also visit my web blog BoltzPro Review
Wonderful goods from you, man. I have understand your stuff previous to and you’re
just extremely fantastic. I actually like what you have acquired here,
really like what you are saying and the way in which you say it.
You make it enjoyable and you still take care of to keep it wise.
I can not wait to read far more from you. This is really a terrific website.
Check out my web-site; Nuubu Review
I’m impressed, I have to admit. Seldom do I come across a blog that’s both equally educative
and entertaining, and without a doubt, you’ve hit the nail on the
head. The issue is something not enough folks are speaking intelligently about.
I’m very happy that I stumbled across this in my search for something relating to this.
my webpage :: Keto Premium Shot Review
Greetings! Quick question that’s completely off topic. Do you know how to make your site mobile
friendly? My weblog looks weird when viewing from my
iphone4. I’m trying to find a theme or plugin that might be able to correct this issue.
If you have any recommendations, please share. With thanks!
Visit my website … MetaboFix Ingredients
Wow, that’s what I was searching for, what a stuff!
present here at this website, thanks admin of
this website.
my website :: Keto Vibe Pills Review
Jika anda telah mempertimbangkan untuk bermain judi joker123 deposit
pulsa karenanya seharusnya memiliki aplikasinya.
Untuk mempunyai aplikasi ini anda sepatutnya memilih
web judi terbaik dan paling ampuh. Ada beberapa hal yang mesti anda lakukan ketika dalam pelaksanaan pencarian laman judi terbaik dan terpercaya.
Perkembangan permainan judi memang sangat cepat sekali, anda bisa bermain judi joker hanya dengan mengaplikasikan telepon pintar termasuk
juga transaksinya. Permainan ini memang sungguh-sungguh menguntungkan bagi para pemain yang memenangkan permainan sebab
akan banyak mendapatkan tawaran hadiah dari situsnya, tapi semestinya memilih situs judi terbaik supaya tak terkena penipuan.
This is a topic that is near to my heart…
Many thanks! Where are your contact details though?
Feel free to surf to my blog — Nuubu Review
Hurrah, that’s what I was exploring for, what a material!
existing here at this website, thanks admin of this site.
Visit my web site … Keto Vibe Pills Review
May I simply say what a comfort to discover someone who genuinely understands what they’re discussing online.
You certainly realize how to bring an issue to light and
make it important. More people ought to look at this
and understand this side of your story. I was surprised that you aren’t more popular since you most certainly possess
the gift.
Feel free to visit my web-site :: http://163.30.42.16/~health2017/userinfo.php?uid=4388683
Enjoyed reading through this, very good stuff, thanks.
My blog post MetaboFix Reviews
Wonderful paintings! That is the kind of information that should be shared
across the net. Shame on Google for now not
positioning this post higher! Come on over and visit my web site .
Thank you =)
Also visit my web-site: Metabo Fix
Hello, Neat post. There’s an issue along with your website
in internet explorer, could test this? IE still is the market chief and a large component to other people will pass over your wonderful writing due to this problem.
My blog post :: Quad Air Drone Review
I absolutely love your blog and find many of your post’s
to be exactly what I’m looking for. Would you offer guest writers to
write content available for you? I wouldn’t mind producing a post or
elaborating on many of the subjects you write concerning here.
Again, awesome website!
Look into my homepage — silvanus.us
Thanks for this fantastic post, I am glad I discovered this internet site on yahoo.
My site :: https://mpc-install.com/punbb-1.4.6/viewtopic.php?id=429983
Does your site have a contact page? I’m having trouble locating it but, I’d like to
shoot you an email. I’ve got some suggestions for
your blog you might be interested in hearing. Either way, great website and I
look forward to seeing it expand over time.
Here is my web-site: Tri-Bol Testo Review
We’re a bunch of volunteers and starting a brand new scheme in our community.
Your web site offered us with valuable information to paintings on. You’ve performed an impressive job and our entire neighborhood will
likely be thankful to you.
Also visit my homepage :: MetaboFix Review
Great web site you’ve got here.. It’s hard to find good quality writing like yours these days.
I honestly appreciate individuals like you! Take care!!
Feel free to visit my blog post; http://www.dumankayahifit.com
Nice post. I was checking constantly this weblog and I
am impressed! Extremely useful information specifically
the final part 🙂 I take care of such information a lot.
I was seeking this certain information for a long time. Thanks and good luck.
My blog post Fulfillutrex
Thank you for your own effort on this website. My mum take interest in making time for investigations and it is easy
to see why. A number of us hear all concerning the compelling
medium you create invaluable techniques via this web site and
as well invigorate contribution from others on the subject then our girl is studying a lot.
Take advantage of the rest of the year. You have been conducting a terrific job.[X-N-E-W-L-I-N-S-P-I-N-X]I’m really impressed together with your writing skills and
also with the format on your weblog. Is that this a paid
subject or did you modify it your self? Either
way keep up the nice high quality writing, it’s rare to look a nice
weblog like this one today.
Also visit my web-site — Keto Premium Shot Pills
What’s up, just wanted to tell you, I loved this post.
It was funny. Keep on posting!
Feel free to surf to my site :: Tri-Bol Testo Review
Does your website have a contact page? I’m
having problems locating it but, I’d like to shoot you an email.
I’ve got some ideas for your blog you might be interested in hearing.
Either way, great blog and I look forward to seeing it improve over time.
Here is my blog post Tri-Bol Testo Pills
Do you have a spam problem on this site; I also am a blogger, and I
was wanting to know your situation; we have developed some nice procedures and
we are looking to exchange strategies with others, please shoot me an e-mail if interested.
my website: Tresa
I’ve been exploring for a little for any high-quality articles or weblog posts in this
kind of house . Exploring in Yahoo I eventually stumbled upon this website.
Studying this info So i’m satisfied to express that I have a
very just right uncanny feeling I came upon exactly what I needed.
I so much for sure will make certain to don’t omit this website and provides it a look on a continuing basis.
my web site … http://www.fotosombra.com.br/
Attractive section of content. I just stumbled upon your weblog and in accession capital to assert that I get actually
enjoyed account your blog posts. Anyway I will be subscribing to your feeds and
even I achievement you access consistently quickly.
My page … Tri-Bol Testo Review
This is a topic which is near to my heart… Best wishes!
Where are your contact details though?
my site — Nuubu Detox Patches
Hi there mates, how is the whole thing, and what you would like
to say concerning this article, in my view its genuinely remarkable designed for me.
Here is my blog :: http://www.craksracing.com
Wow, incredible blog layout! How long have
you ever been running a blog for? you make running
a blog look easy. The total glance of your website is magnificent, as neatly as the content![X-N-E-W-L-I-N-S-P-I-N-X]I just
could not leave your website prior to suggesting that I really loved the standard information a
person provide in your guests? Is going to be back regularly to check out new posts.
my homepage; Breeze Max AC
Great blog here! Also your web site rather a lot up very fast!
What host are you using? Can I get your associate link on your host?
I wish my website loaded up as quickly as yours lol
Also visit my blog; Breeze Tec
Hey I know this is off topic but I was wondering if you knew of any widgets I could add
to my blog that automatically tweet my newest twitter updates.
I’ve been looking for a plug-in like this for quite some time
and was hoping maybe you would have some experience with something like this.
Please let me know if you run into anything. I truly enjoy
reading your blog and I look forward to your
new updates.
Also visit my web-site … BoltzPro Reviews