Гуслистова Валентина Григорьевна,
магистрант института филологии ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Позднякова)
valentina.egorova.92@mail.ru

 

Аннотация. В последнее время в нашей стране возникла нестандартная ситуация, которая повлекла к массовому переходу на дистанционный формат обучения. Статья посвящена исследованию использования онлайн-платформ и современных интерактивных технологий для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку. Акцент сделан на особенности применения мессенджеров, вебинарных площадок «Zoom» и «Skype», программы «Foxit Reader» для подготовки к заданию «Говорение», описаны основные функции онлайн-платформ. В статье предложены практические советы и материалы, которые могут быть использованы на консультациях.

Ключевые слова: подготовка к устной части ЕГЭ, иностранный (английский) язык, онлайн-платформы, мессенджеры, информационные ресурсы, дистанционный формат обучения.

 

21 мая 2020 года президент России Владимир Владимирович Путин сообщил во время совещания по вопросам образования, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) начнется по всей стране с 29 июня. Экзамены будут сдавать только те учащиеся, которые собираются поступать в вузы в этом году. 25 мая прошло межведомственное заседание по вопросам проведения ЕГЭ, по итогам которого был сформировано расписание экзаменов. 29 и 30 июня пройдут пробные экзамены без участия детей, что позволит настроить всю систему проведения экзаменов. Непосредственная очная сдача ЕГЭ начнется с 3 июля и продлится до 23 июля.  20 июля пройдет письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам, а 22 и 23 июля устная часть [4].

Школы продолжают готовить учащихся к экзаменам в дистанционном режиме. Несмотря на все трудности, возникшие при резком переходе на онлайн-обучение, подготовка учеников к ЕГЭ должна осуществляться в полной мере. Раннее нами было проведено анкетирование в онлайн-режиме средствами документов Google среди учителей иностранного языка из нескольких регионов (Московская, Орловская, Липецкая и Брянская области). Цель — изучение мнения о подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в условиях перехода на дистанционный формат обучения.

В ходе анкетирования мы выяснили: 17,6% учителей считают, что подготовить успешно к экзамену дистанционно возможно; 41,2% думают, что сделать этого нельзя, и столько же затрудняются ответить. При подготовке к экзамену чаще всего используются такие образовательные ресурсы как: «ФИПИ» (94,1%), «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ» (76,5%), «Онлайн-тренажер. Устная часть ЕГЭ. Макмиллан» (64,7%). На «ФИПИ» содержится информация о процедуре проведения экзаменов, КИМ по нужному предмету, демоверсии, спецификации и кодификатор, открытый банк заданий. На сайте «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ» можно выполнить задания определенного типа или 15 тренировочных тестов по предмету; учителя могут создавать свои тесты, используя собственные задания. «Онлайн-тренажер. Устная часть ЕГЭ. Макмиллан» позволяет эффективно готовиться к выполнению всех заданий устной части в условиях, приближенных к реальному экзамену [2].

58,8% опрошенных учителей считают, что подготовиться дистанционно наиболее успешно можно к устной части экзамена.  Устная часть экзамена по иностранному языку состоит из 4-х заданий:

1) задание 1 (базового уровня сложности) – чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;

2) задание 2 (базового уровня сложности) – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

3) задание 3 (базового уровня сложности) — создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

4) задание 4 (высокого уровня сложности) — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий) [1, с.18].

Самые популярные платформы для проведения онлайн-консультаций – Мессенджеры («WhatsApp», «Viber», «Telegram») (64,7%), «Zoom» (52,9%) и «Skype» (29,4%). Популярность мессенджеров объясняется их преимуществами: возможность использования в телефоне; экономия времени; прослушивание аудио и видео несколько раз; запись аудиосообщений для разговорной практики; не требуют постоянно работающего интернета; есть WEB-версии [2].

Мессенджеры можно с легкостью использовать для подготовки к устной части ЕГЭ. Для разговорной практики можно записывать аудиосообщения. Такой формат выполнения домашнего задания имеет ряд преимуществ как для ученика, так и для учителя. Ученик имеет достаточно времени для подготовки и продумывания своего ответа; он может прослушать, удалить и сделать новую запись, если пошло что-то не так. Учителю проще выявить ошибки и дать комментарии, так как он тоже может переслушать ответ несколько раз и не перебивать при этом ученика; также можно показать прогресс, используя давно записанные аудиозаписи. Звонок по видео учитель может использовать в качестве онлайн-тренировки экзамена, перед этим выслав ученику вариант заданий. В данном случае у ученика нет возможности на длительную подготовку и перезапись ответов.

Платформы «Zoom» и «Skype» — это вебинарные площадки, позволяющие организовать синхронное взаимодействие. Они обеспечивают возможность учителю и ученику общаться в режиме, приближенном к обычному уроку, и использовать такие его достоинства, как эффективную коммуникацию, мгновенную обратную связь, создание эмоционального фона.

Данные онлайн-платформы имеют схожие функции. После регистрации можно создать групповой чат (группа по подготовке к экзамену), в котором будет организована вся работа: видеоконференция, выдача домашнего задания, прикрепление документов разных форматов (аудио, видео, PDF, картинки). В «Zoom» есть функция «Сессионные залы», позволяющая разделить учеников на пары или мини группы и отправить их в отдельную комнату на определенное количество времени для выполнения индивидуального задания. Эту функцию можно использовать при тренировке 2-го задания устной части экзамена, предварительно подготовив, например, google-документ с вопросами, на которые необходимо ответить.

Функция «Демонстрация экрана» — это режим, позволяющий любому из участников видеозвонка демонстрировать остальным изображение со своего компьютера. Также демонстрацию экрана можно включить с трансляцией звука компьютера (в случае, если вы, например, используете видео со звуком или аудиофайлы). Эту функцию можно использовать для тренировки 1-го задания устной части. После того, как ученик прочитает текст вслух, учитель может включить аудиозапись правильного ответа, начитанного составителями сборников, затем учащийся сравнивает со своим вариантом прочтения. Например, к учебному пособию Р.П. Мильруда «ЕГЭ. Английский язык: Устная часть. Тренировочные тесты» есть аудиоприложение, которое можно скачать на сайте издательства «Титул» [3].

В «Skype» «Демонстрацию экрана» удобно сочетать с каким-либо приложением, обладающим функционалом «классной доски». В «Zoom» также имеется «встроенная доска», на которой можно писать во время урока или таким образом «вызвать к доске». Данную функцию используют для введения нового материала, быстрой проверки какой-либо выученной темы, организации «мозгового штурма». При выполнении 3-го задания устной части экзамена, учащиеся часто сталкиваются с тем, что затрудняются, что говорить в том или ином пункте плана. Используя «онлайн-доску» и технологию «мозговой штурм», можно быстро записать появившиеся идеи учеников и использовать их во время ответа; также их можно сохранить для дальнейшей работы, сделав скриншот.

Помимо выше названных платформ учителя в своей деятельности используют различные дополнительные информационные программы и приложения для того, чтобы разнообразить свои занятия. К таким ресурсам относятся: онлайн-доска MIRO (позволяет организовать работу с различными материалами), Foxit Reader (программа для просмотра электронных документов и создания интерактивных страниц), Canva (графический редактор для создания изображений), Quizlet (сервис для быстрого создания карточек и тестов), Google sheets/ docs/ forms (создание списков слов, разных видов тестов), YouTube и togethertube.com (прослушивание песен и просмотр видео), Learning Apps (создание интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, игр и т.д.) и другие.

Говорение имеет несколько форм: монологическую, диалогическую и полилогическую речь. Учитывая требования Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года большая часть внимания уделяется на контроль монологических умений, как наиболее интегративных и важных для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня является монолог. [1, с.17].

Задание 4 — сравнение двух фотографий – относится к заданию с высоким уровнем сложности. В этом задании проверяется умение учеников строить монологическое высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Многим учащимся говорение на ЕГЭ дается нелегко. Построение монологического высказывания с использованием различных грамматических форм, лексических единиц и синтаксических структур в условиях ограниченного времени (1,5 минуты) вызывает наибольшие затруднения [1, с.34].

Готовясь к данному заданию, ученикам бывает тяжело начать без опор на нужную лексику. На скриншоте (Рис. 1) предложен следующий вариант того, что может получиться, если разобраться в задании и визуально дать ученику понять, каким должен быть план ответа и почему. Фон был создан с помощью платформенного графического сервиса Canva, все остальное сделано в программе Foxit Reader с использованием картинок из интернета.

Рис.1 Задание 4

Данный шаблон помогает учащимся, когда они начинают знакомиться с устной частью экзамена по иностранному языку. С помощью него они смогут разобраться в структуре, самостоятельно создать верный план и наполнение своего ответа. На шаблоне предложено несколько вариантов различий и аргументаций, что позволяет ученикам продумать разные ответы.

В анкетировании мы также затронули вопрос о преимуществах и недостатках дистанционной подготовки к экзамену по иностранному языку. Среди основных преимуществ учителя выделяют следующие: возможность проверки тестовой части компьютером (52,9%), доступность учебных материалов (41,2%), использование современных интерактивных методов обучения (41,2%), прослушивание и оценивание устных ответов в записи (41,2%). Основные недостатки: длительная работа за компьютером (88,2%), отсутствие правильно организованной рабочей среды у ученика (76,5%), зависимость от технических средств (76,5%). [3]

При переходе на дистанционный формат обучения перед учителем встала задача в условиях ограниченного времени разобраться в огромном количестве онлайн-платформ и ресурсов, чтобы сделать учебный процесс естественным, продуктивным и интересным. Подготовку к экзамену по выбору действительно можно осуществлять онлайн, так как его сдают обычно ученики, заинтересованные в результате. Такой формат консультаций имеет ряд преимуществ, таких как: использование интерактивных заданий, сокращение времени на проверку тестовой части экзамена, возможность возвращения к изученному материалу, индивидуальный темп обучения. Также плюсом является и то, что учащиеся привыкают к работе за компьютером, ведь сдача устной части ЕГЭ по иностранному языку проходит именно в таком режиме. Конечно, имеются и недостатки. Из-за перехода на онлайн-обучение большую часть времени мы проводим за компьютером, что негативно сказывается на нашем здоровье. И, все же, онлайн-обучение никогда не заменит той атмосферы живого общения и сотрудничества, которая присутствует в классе. Все интерактивные образовательные технологии можно использовать во время аудиторной работы или в качестве домашних заданий.

 

Библиографический список

  1. М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. Английский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2020. 100 с.
  2. Гуслистова В.Г. Проблемы подготовки к ЕГЭ по иностранному языку в условиях перехода на дистанционный формат обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rgltconf.elsu.ru/2020/05/18/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b5%d0%bc%d1%8b-%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b8-%d0%ba-%d0%b5%d0%b3%d1%8d-%d0%bf%d0%be-%d0%b8%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd/
  3. ЕГЭ. Английский язык: Устная часть. Тренировочные тесты: учебное пособие/ Р. П. Мильруд ; под научн. ред. К. С. Махмурян. — Обнинск: Титул, 2016.- 88 с.
  4. Минпросвещения России. Официальный интернет-ресурс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/2507/sformirovan-kalendarnyy-plan-ekzamenacionnoy-kampanii-ege-2020/

 

 

 

 

9 комментариев

  1. Валентина Григорьевна, спасибо за актуальное и содержательное сообщение. Как Вы считаете, требуется ли педагогам специальная подготовка для осуществления эффективной работы с описанными Вами мессенджерами, вебинарными площадками и пр.?

  2. Здравствуйте, Ирина Анатольевна. Спасибо за вопрос.
    Я считаю, что для эффективной работы с вебинарными площадками, информационными ресурсами и т.д., педагогам необходимо проходить обучение. Во-первых, учитель, прошедший обучение, будет иметь полное представление о том, как работать с данным ресурсом. Во-вторых, он сэкономит время, которое может потратить на что-то более значимое, чем разбор функций необходимой платформы. Конечно, сейчас много информации по работе с онлайн-платформами и информационными ресурсами содержится в сети «Интернет» и в социальных сетях, но, тем не менее, профессиональная подготовка с практическими заданиями была бы хорошей помощью для педагогов.

  3. Спасибо за актуальную тему доклада. В чем Вы ведите перспективу дальнейшего исследования?

    • Добрый день, Ирина Владимировна! Благодарю за вопрос. Дальнейшее исследование хотелось бы посвятить информационным ресурсам, с помощью которых можно создавать интерактивные упражнения и подготовить систему таких упражнений для подготовки к ЕГЭ. Мне кажется, что, как бы не закончилась сложившаяся ситуация в нашей стране, такие упражнения будут востребованы, интересны учащимся и удобны в использовании для учителей.

  4. Зачем приводить в качестве примера книгу, которая не идеальна? Тем более есть масса пособий по написанию эссейной части. А письмо ? А устная ? Вода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.