Остроухова Алла Владимировна,
магистрант института филологии
ЕГУ им. И.А. Бунина;

Осипов Лев Андреевич,
студент института филологии
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Осипова)
osipovlev48@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования подкастов и видеокастов в обучении иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ, даётся определение понятия «подкаст». Особое внимание уделено развитию умения аудирования, приведён алгоритм работы с подкастом на уроке английского языка.

Ключевые слова: подкаст, видеокаст, развитие умения аудирования, обучение иностранному языку.

 

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и глобальная информатизация привели к кардинальным изменениям в традиционном образовании. Использование компьютерных технологий стало насущной необходимостью. Актуальность данной статьи обусловлена расширением возможностей применения интернет-технологий в образовательном процессе посредством использования подкастов и видеокастов, как средства развития умений аудирования при обучении иностранному языку.

Понятие «подкаст» произошло от английского термина podcasting, возникшего путем объединения двух слов – «iPod» и «broadcasting» (англ. – радио-, телевещание; трансляция) и обозначает особый формат аудио- и видеопередач, выпускаемых во всемирной сети Интернет [3]. Данный мультимедийный файл можно скачать из интернета или прослушать онлайн на соответствующем проигрывателе.

Е.Ю. Малушко даёт следующее определение подкасту: «Подкаст – это звуковой или видеофайл, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания или просмотра» [1, с. 148].

П.В. Сысоев трактует подкаст как «аудио- или видеозапись, сделанную любым человеком и доступную для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [2, с. 10].

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что подкаст и видеокаст, являясь особенным социальным сервисом, представляет собой аутентичный текст, который может быть использован в качестве дополнительного материала для развития умения аудирования в процессе обучения ИЯ. Наблюдения и собственный опыт авторов показывают, что чаще уровень сформированности навыка аудирования имеет более низкие показатели, нежели других видов речевой деятельности – письмо, чтение, говорение. Однако, независимо от объёма словарного запаса и знания грамматики, без сформированного умения понимать речь на слух полноценное общение с собеседником невозможно. Поэтому особое внимание следует уделять работе по прослушиванию текстов, диалогов, песен на иностранном языке, во время которого происходит совершенствование произношения, интонации, языковой догадки и т.п. Этим объясняется поиск учителями дополнительных к основному УМК ресурсов для использования на уроке иностранного языка.

Для изучающих английский язык хорошая подборка подкастов размещена по адресу www.podomatic.com,www.bbc.co.uk. На наш взгляд одними из эффективных источников подкаст и видеокаст являются BBC Learning English Podcast, Luke’s ENGLISH Podcast, Breaking News English Podcast, Learn English Podcast от British Council.

Рассмотрим пример практического применения подкаст и видеокаст по теме «Friends and their role in our lives» с целью успешного формирования навыков аудирования у учащихся старших классов средней школы на основе материалов, взятых с сайта https://learnenglish.britishcouncil.org/general-english/podcasts. Алгоритм работы предусматривает три основных этапа:

1) до прослушивания;
2) во время прослушивания;
3) после прослушивания.

Традиционная форма проведения аудирования подразумевает речевую подготовку, которая акцентирует сознание учащихся на английскую речь и вводит тему аудирования. Поэтому на первом этапе обязательной является работа по снятию лексических и грамматических трудностей. Например, на слайд можно вывести слова и попросить учеников соотнести слова с картинками и догадаться, таким образом, об их значении (см. Рисунок 1).

 Рисунок 1. Слова и их значения

На втором этапе учащимся следует предложить прослушать подкаст. Рассматриваемый нами подкаст «An invitation to a party», содержит в себе два голосовых сообщения на автоответчике. В первом сообщение речь идёт о приглашении на вечеринку, во втором — объяснение как добраться до места, где будет проходить вечеринка. Во время прослушивания ученики должны выполнить упражнение, например, на соотнесение предложений и нужного сообщения на автоответчике (см. Рисунок 2).


Рисунок 2. Напишите предложения в соответствующие колонки

На третьем этапе осуществляется анализ материала. Учащимся можно предложить вопросы для обсуждения прослушанного подкаста или просмотренного видеокаста и проведения дискуссии по данной теме.

Task 2

Circle the best answer.

  1. She is having a party for …
  2. her family.
  3. her very good friends.
  4. everybody at work.
  5. The party is at …
  6. the swimming pool at her house.
  7. her cousin’s house.
  8. work.
  9. To get to the party, drive …
  10. straight on Forest Road.
  11. right on Forest Road.
  12. left on Forest Road.
  13. The motorway exit you need is …
  14. 3A.
  15. 13A.
  16. 30A.
  17. The house is the first big house …
  18. on the right.
  19. on the left.
  20. down at the end of the road.
  21. If you go by public transport, take …
  22. bus 18 to Brownsville.
  23. bus 80 to Forest Road.
  24. bus 80 to Brownsville.
  25. The woman received the birthday card …
  26. this morning.
  27. last night.
  28. yesterday morning.
  29. If you take a bus, …
  30. you can walk from the town to the house.
  31. somebody will drive you from the town to the house.
  32. there is a bus stop outside the house.

В заключении отметим, что подкасты и видеокасты обеспечивают большую информативную ёмкость языкового материала, повышение познавательной активности обучающихся, усиление мотивации за счёт эмоционального представления учебной информации. Процесс обучения английскому языку становится интересным, а вследствие этого – результативным. Подкасты придают стимул для изучения английского языка.

Библиографический список

  1. Малушко Е.Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 146-153.
  2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
  3. Corbeil J.C. The Macmillan Visual Dictionary. М., 1992. 862 с.
  4. Podcasts [Электронный ресурс]. URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/general-english/podcasts (дата обращения: 15.05.2020).

10 комментариев

  1. Добрый день. Спасибо за содержательное выступление. Вы акцентировали внимание на подкастах и видеокастах как дополнительных к основному УМК ресурсах для использования на уроке иностранного языка. А каков потенциал их использования в самостоятельной работе обучающихся?

    • Ирина Анатольевна, спасибо за Ваш вопрос. Действительно, потенциал использования подкастов в самостоятельной работе велик. Обращаться к материалам мобильного подкаста можно в любое время и в любом месте, поскольку точка доступа не привязана непосредственно к образовательному учреждению. Это говорит о возможности расширения среды и времени обучения и возможности работать в соответствии с личными темпами, рецептивными и продуктивными навыками.

  2. Спасибо за интересный и полезный обзор учебного материала по английскому языку для старшеклассников. Но мой вопрос не столько к авторам статьи, сколько к преподавателям русского языка. В данной статье авторы употребляют английские заимствования «подкаст» и «видеокаст» по-разному склоняя их в родительном падеже множественного числа: «хорошая подборка подкастов» и «пример … применения подкаст и видеокаст».
    Эти слова вынесены в наименование статьи, поэтому, думаю, они нуждаются в корректировке.

  3. Алла Владимировна, подскажите, пожалуйста, было ли деление испытуемых на подгруппы в зависимости от уровня мотивации изучения английского языка?Если да, то были ли выявлены различия между ними? Если нет, то не могут ли полученные Вами данные быть обусловлены высокой мотивацией респондентов к достижению результата?

    • Вера Сергеевна, спасибо за вопрос. Специального разделения обучающихся на подгруппы не было. В проведенном эксперименте приняли участие 39 человек: экспериментальная группа — 19 учащихся из 10 «А» класса и контрольная группа — 20 учащихся из 10 «Б» класса. То есть количество учеников в экспериментальной и контрольной группах получилось практически одинаковым, все учащиеся были примерно одного возраста, в каждой из групп были учащиеся как с высоким уровнем обученности, так и со средним и низким уровнями обученности, то есть были созданы идентичные условия для проведения эксперимента в обеих группах.

  4. В качестве предпосылок, актуализирующих необходимость развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов, выделены следующие: современные требования к информатизации общего среднего образования в условиях информатизации общества, социальный заказ на подготовку выпускников средних общеобразовательных школ владеющих иностранным языком и новыми информационными технологиями, противоречия между декларируемым использованием ИКТ в учебном процессе и практическим применением ИКТ в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В целевом блоке методической системы обозначается цель развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.