Малюшина Наталья Юрьевна,
студент института истории и культуры
ЕГУ имени И.А. Бунина
(научный руководитель –
старший преподаватель кафедры музыкального образования Я.А. Горбик)
malyushina1999@mail.ru

 

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние вокально-хоровых навыков на развитие речи обучающихся младших классов коррекционной школы. Представлены формы и методы работы с детьми коррекционной школы с целью развития речи посредством вокально-хоровых навков.

Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, дети с овз, нарушение речи, коррекционная школа.

 

На сегодняшний день в современном музыкальном образовании совершенствованию вокально-хоровых навыков обучающихся отводится немаловажная роль. Они воспитывают у детей вокальную культуру, музыкальный слух и память, умение раскрыть художественный образ в исполняемом произведении и т.д.

Общеизвестно, что формирование и развитие вокально-хоровых навыков в условиях общеобразовательной школы осуществляется не только на уроке музыки, но и во внеурочной деятельности. Формы внеурочной деятельности многообразны, но самым массовым и популярным, на наш взгляд, является хоровое исполнительство – обучение в школьном хоровом коллективе. В современной коррекционной школе, так же, как и в основной, обучающиеся занимаются в школьном хоре, но методика обучения строится по специальной программе, адаптированной для детей с отклонениями в развитии.

Согласно типовому положению «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (1997) [3] и письму Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» [2].

Все коррекционные школы в нашей стране делятся на 8 видов, в них воспитанники с отклонениями в развитии получают обучение, воспитание, а также лечение, способствующее их дальнейшей социальной адаптации и интеграции в обществе.

В нашей статье, мы попытаемся рассмотреть особенности обучения детей с овз, а также влияние вокально-хоровых навыков на развитие речи обучающихся коррекционной школы. Как правило, в подобных организациях занятия осуществляются в классе, численность которого колеблется от 8 до 12 человек. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование; в обучении широко используется медицинское оборудование, с помощью которого обеспечивается поддержка здоровья детей и профессиональное лечение. В нашей статье мы рассмотрим начальное образование.

Стоит отметить, что организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учебным учреждением самостоятельно [4].

Следует обратить внимание на тот факт, что помимо работы с дефектологом, логопедом, медикаментозным лечением, исправить (в какой-то степени) недостатки речи у младших школьников помогут вокально-хоровые упражнения [5,с. 49], работа над которыми осуществляется на каждом занятии хора.

В вокальном воспитании существует термин «вокально-хоровые навыки», который характеризуется как «автоматизированный способ выполнения действия, являющейся компонентом певческого акта, путем взаимодействия звукообразования, дыхания и дикции. В основе вокальных навыков лежит создание и упрочнение условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов с переходами от одной системы к другой» [1, с. 18]. Традиционно преподаватели-хормейстеры выделяют следующие вокально-хоровые навыки: певческую установку, звукообразование и звуковедение, певческое дыхание, артикуляцию и дикцию, строй и ансамбль.

Предлагаем остановиться на некоторых из них. Например, понятие «певческая установка» трактуется хормейстерами как комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию, состоящему из многих внешних приёмов и навыков. Безусловно, верная певческая установка, способствует не только правильной работе голосового аппарата в плане хорового пения, но и благотворно влияет на физическое состояние детей с овз, например слабовидящих и слепых – вырабатывается осанка, правильное положение корпуса участника хора вызывает у зрителей эстетический отклик.

Звукообразование и звуковедение в вокально-хоровом исполнительстве характеризуются как процесс возникновение звука и дальнейшее его звучание. По мнению хормейстеров, именно эти навыки выполняют основную функцию в хоровом звучании – чистое интонирование. Для детей младшего школьного возроста освоение данного навыка, с одной стороны вызывает затруднение – применение в вокале различных типов атак, с другой – ясность ощущений.

Певческое дыхание в вокальном воспитании служит фундаментом успешного и грамотного исполнения музыкального произведения. Певческое дыхание отличается от физиологического. Четкое следование правилу – вдох, мгновенная задержка и выдох – развивает у певцов способность экономно расходовать дыхание. Вдох должен быть бесшумным; задержка дыхания мобилизует голосовой аппарат к началу пения, выдох – спокойный.

От правильного произношения гласных и согласных в хоре, зависит дикция (произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста. Артикуляция – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. В результате овладения детьми ясной дикцией и верной артикуляцией развивается процесс правильного автоматизированного произношения текста как в вокальном исполнении, так и в обычной речи.

Стоит сказать, что овладев основными вокально-хоровыми навыками стоит приступить к упражнениям. Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание и физического здоровья детей. Есть комплекс упражнений, который включают в себя несколько навыков одновременно.

Начинать надо с простейших, развивающих элементарные певческие навыки упражнений, диапазон которых небольшой темп умеренный, динамика средняя. Постепенно технические задачи упражнений усложняются, одноголосные задания чередуются с двухголосными, а также элементами полифонии и гармонии

Дыхание в пении имеет исключительное значение — от него зависит сила, красота и продолжительность звука.С приемами дыхания можно познакомить детей без пения, используя дыхательные упражнения. Но не следует слишком много времени уделять данным упражнениям, так как дыхание – это часть единого певческого комплекса и качество звучания определяется лишь в процессе пения.

Гласные звуки являются основой пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым округленным звуком. Согласные же играют большую роль в искусстве дикции.

Главным условием хорошего звучания гласных в младшем хоре должно быть постоянное стремление сохранять высокую позицию звучания на всех звуках диапазона.

Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Целесообразнее всего начинать с гласного у, который дает возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. При произнесении этого гласного ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается «на зевке» (поднимается  небная занавеска). Кроме того, у освобождает голос от носового призвука, потому что поднятое мягкое небо перекрывает вход в носовую полость. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию.

Цель упражнения — обучение быстрому и незаметному вдоху и вокализация гласного звука у.

И третий мотив поется с закрытым ртом, чтобы избежать тусклого, затемненного звучания гласного звука. В пения с закрытым ртом зубы разомкнуты, а во рту ощущение небольшого яблока, что необходимо для поднятия мягкого неба.

Надо следить, чтобы губы не вытягивались чрезмерно вперед, а артикуляция гласного у была естественной.

Одним из упражнений так же можно взять работу над дикцией. Оно полезно пропевать скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, mp, pp, пение народных прибауток, построенных на одном-двух звуках:

«Барашеньки», «Андрей-воробей»,«Бык – тупогуб».

Стоит отметить и интонационно чистый унисон, который вырабатывается на основе правильной вокализации, является основой красивого многоголосного пения. Опыт показывает, что дети легче осваивают такую форму двухголосия, когда второй голос имеет мелодическую самостоятельность. Параллельное движение второго голоса дается детям гораздо труднее.

Целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы или русские народные песни в двухголосном изложении.

Рассмотрев влияние вокально-хоровых навыков и упражнений на развитие речи обучающихся младших классов коррекционной школы, можно сделать вывод. Занятия вокально-хоровой деятельностью, способствует не только развитию музыкальных способностей обучающихся, а также благотворно сказывается и на развитии речевого аппарата, физическом, психологическом и душевном состоянии детей с нарушением в здоровье.

Библиографический список

  1. 1. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению. – М.: Просвещение, 1981. – 65 с.
  2. Письмо Минобразования России от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138537/.
  3. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» http://base.garant.ru/10200129/.
  4. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. №1312″Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/6149681/#ixzz5WctSvwPF.
  5. Чесноков П.Г. «Хор и управление им: учебное пособие». Редактор: Петров Д.А. Издательство: Лань, 2015 г. – 200 с.А

 

12 комментариев

  1. Здравствуйте! Спасибо за докладу!

    Какие упражнения Вы можете порекомендовать на выработку певческого дыхания?

  2. Добрый день Наталья Юрьевна! Подскажите, своё исследование вы проводили в коррекционной школе?

  3. Здравствуйте! Чтобы использовать упражнения, которые Вы предлагаете, учителю музыки необходима специальная профессиональная переподготовка?

  4. Рекомендую Вам тщательно перебирать СМИ источники поиска информации. Очень много правительственных и заангажированных.
    Хотела бы Вам предложить хорошее СМИ, где я часто ищу информацию. Информация по ссылке: https://russinfo.net/prognoz-na-god/prognoz-ceny-na-serebro.html
    А где ищите Вы?

  5. Рекомендую Вам аккауратно перебирать СМИ источники поиска информации. Очень много правительственных и заангажированных.
    Хотела бы Вам предложить хорошее СМИ — russinfo.net, где я часто ищу информацию. Информация по ссылке: https://russinfo.net/otdyh/auto/cena-na-proezd-v-metro-moskvy-v-2017-godu.html
    А где ищите Вы?

  6. выявление и развитие творческих способностей детей, вовлечение их в творческую деятельность с выходом на конкретный продукт, воспитание их нравственных качеств, социальной активности; постоянное участие воспитанников в конкурсах районного и городского уровней, высокая оценка представленных творческих работ; ежегодный заказ педагогов Петродворцового района на проведение обучающих семинаров по использованию инновационных технологий работы с бумагой в обучении детей в рамках КПК. программа может быть адаптирована или реализована полностью в детских садах, школах, домах детского творчества с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, с широкой аудиторией обучающихся, а также в режиме мастер-класса.

  7. Do you know what holiday it is today?
    We are used to the fact that we know only religious and public holidays and celebrate only them.
    I found out about this only yesterday after visiting the site https://whenisholiday.com/.
    It turns out that every day there are from 2 to 10 different holidays that surround us and make our lives happier.
    Here is one of the holidays that will be today:

  8. Do you know what holiday it is today?
    We are used to the fact that we know only religious and public holidays and celebrate only them.
    I found out about this only yesterday after visiting the site https://whenisholiday.com/.
    It turns out that every day there are from 2 to 10 different holidays that surround us and make our lives happier.
    Here is one of the holidays that will be today:

  9. Do you know what holiday it is today?
    We are used to the fact that we know only religious and public holidays and celebrate only them.
    I found out about this only yesterday after visiting the site https://whenisholiday.com/.
    It turns out that every day there are from 2 to 10 different holidays that surround us and make our lives happier.
    Here is one of the holidays that will be today:

  10. Do you know what holiday it is today?
    We are used to the fact that we know only religious and public holidays and celebrate only them.
    I found out about this only yesterday after visiting the site https://whenisholiday.com/.
    It turns out that every day there are from 2 to 10 different holidays that surround us and make our lives happier.
    Here is one of the holidays that will be today:

  11. Привет красотки, меня зовут Мария я мастер маникюра и педикюра, Предлагаю вам свои услуги по комбинированному, аппаратному маникюру, педикюру по привлекательной цене, принимаю по адресу: г. Санкт-Петербург, метро. Ленинский проспект, ул. Ленинский проспект 75
    Маникюр с покрытием гель лак «все включено» — 1000 руб
    Педикюр с покрытием гель лак «все включено» — 1300 руб
    аппаратный маникюр спб

  12. Of course, your article is good enough, baccaratsite but I thought it would be much better to see professional photos and videos together. There are articles and photos on these topics on my homepage, so please visit and share your opinions.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.