Карпачева Марина Александровна,
магистрант института филологии
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
кандидат педагогических наук, доцент И.А. Карпачева)
marina.mozer3@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются цель, задачи и роль элективных курсов в предпрофильной подготовке обучающихся. На основе анализа теоретических и методических работ, посвященных реализации предпрофильного обучения в общеобразовательной школе, характеризуются возможные виды элективных курсов и их назначение. Предлагаются некоторые результаты эмпирического их роли и места в школьной образовательной практике в оценке педагогов и обучающихся.
Ключевые слова: выбор профессии, предпрофильная подготовка, элективные курсы.
В начале XXI века отечественное школьное образование претерпело серьезную модернизацию, в том числе и на старшей ступени обучения. Как известно, с момента принятия Концепции профилизации обучения на старшей ступени общего образования [6] в старших классах общеобразовательной школы реализуется профильное обучение. Под профилизацией старшей ступени понимают «систему специализированной подготовки… в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения…, создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ» [6, с.4].
Однако успешность обучения школьника в профильном классе во многом обусловлена осознанностью и правильностью совершения «ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [6, с.10]. Выбор профиля обучения – задача, стоящая перед учеником и его родителями и требующая самого ответственного подхода к ее решению как со стороны субъекта выбора, так и со стороны образовательной организации, которая должна создать необходимые условия для осуществления осознанного и обоснованного выбора. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки – системы «педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности, в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования» [12, с. 127].
Различные стороны осуществления школьником профессионального выбора, жизненного и профессионального самоопределения в условиях предпрофильной подготовки, анализируется во многих работах:
— нормативно-правовые и управленческие аспекты регламентируются нормативными актами и инструктивно-методическими материалами [6; 8; 11; 13];
— теоретические аспекты комплексной подготовки учащихся на этапе предпрофильной подготовки к жизненно важному выбору профиля раскрываются в работах Е.В. Ворониной [1]; О.Б. Даутовой, Т.В. Менг, Е.В. Пискуновой [3]; А.Г. Каспаржаком [5]; С.Н. Чистяковой [14] и др.;
— технологические и методические аспекты осуществления предпрофильной подготовки разработаны Е. В. Ворониной [1]; Р.Н. Горячевой, Т.М. Ильинской [2]; Д.С. Ермаковым, Г.Д. Петровой [4]; А.Г. Каспаржаком [5]; П.С. Лернером [7]; А.А. Пинским [10] и др.
Основной формой и средством реализации предпрофильного обучения в школе выступают элективные (от лат. ēlēctus — избранный, отборный) курсы. Элективные курсы — инновационная для отечественной школы форма организации обучения, представляющая собой учебные курсы, которые обучающиеся выбирают для обучения, и, поле выбора, изучают в качестве обязательных. Для их реализации рекомендуется увеличить часы вариативного компонента базисного учебного плана и использовать их в выпускном классе основной школы, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки [6].
В официальных инструктивно-методических материалах для школ уточнялось, что для организации курсов по выбору рекомендуется делить классы на подгруппы с целью индивидуализации процесса обучения, создания условий для активного применения проектных и исследовательских методов и технологий, и, следовательно, обеспечить реализацию требуемого образовательным стандартом деятельностного подхода [11].
По мнению А.А. Пинского, элективные курсы в выпускных классах основной школы «кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор, должны помочь в решении двух задач: во-первых, создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности («пробные курсы»)…; во-вторых, они призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных («ориентационные курсы»)» [10, с.146]. Курсы по выбору, нацеленные на решение первой задачи, могут разрабатываться как по отдельному предмету, так и нести межпредметное содержание. Важно помнить, что они должны быть явно «профильно» выраженными, создавали условия для осуществления «пробы». Курсы по выбору ориентационной направленности, как правило, «надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации. Школьник … попробует себя в профессии, «примеряет» профессиональную модель поведения» [13, с. 58].
При разработке и организации курсов по выбору целесообразно, на наш взгляд, учитывать факторы, выявленные и обоснованные Д. С. Ермаковым и Г.Д. Петровой: 1) избыточность — «набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным» (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора)» [4; C. 114]; 2) технологичность — «содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля» [там же; C. 115]; 3) оригинальность — «в целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы» [там же, C.115].
Обобщая вышеизложенное заметим, что на этапе предпрофильной подготовки элективные курсы будут выполнять возложенную на них функцию профориентации, если обучающимся будет предоставлена возможность реального выбора дисциплин для изучения из списка, характеризующегося вариативностью и избыточностью. Таким образом, элективные курсы смогут выполнить свою основную (профориентационную) функцию в том случае, если у ученика будет возможность реального выбора, что требует вариативности и избыточности предлагаемых курсов, а их содержание будет включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля, включать материал, выходящий за рамки школьной программы.
Освоение содержания элективных дисциплин, по мнению профессора С. Н. Чистяковой, позволит обучающемуся попробовать свои силы в различных видах человеческой деятельности, смежных с тем или иным профилем. Осуществление конкретных видов деятельности, позволит не только овладеть первоначальным опытом осуществления деятельности, но и овладеть методами поиска и усвоения информации в различных предметных областях, ее преобразования, и, в конечном итоге, осуществить ответственный и обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения [14].
Теоретические концепции и методические идеи разработки и реализации элективных курсов могут быть полноценно внедрены при соответствующей мотивационной и технологической готовностью педагогов образовательных учреждений. В 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах нами было изучено мнение педагогов региона о роли и месте элективных курсов в структуре предпрофильной подготовки обучающихся, их опыте по их разработке и проведению.
В результате исследования, было установлено, что лишь 14 % учителей, работающих в 9-11 классах, имеют опыт разработки программы элективного курса предпрофильной ступени, однако опыт проведения подобных курсов на основе использования готовой программы есть более чем у 80% опрошенных. Кроме того, 62% из них отметили, что не хотели бы «по доброй воле» вести курсы по выбору, тем более разрабатывать авторские программы.
По мнению учителей, основное назначение элективных курсов на предпрофильном этапе: дополнительная возможность подготовки к выпускным экзаменам за курс основной школы, и в перспективе, подготовка к сдаче единого государственного экзамена (57%); расширение и углубление базового курса (26%); помощь в выборе профиля обучения (17%). Таким образом, педагоги отдают приоритет не подготовке к выбору профиля и ориентации в мире профессий, а подготовке к сдаче экзаменов, что не отвечает задачам, поставленным в концепции профилизации обучения на старшей ступни.
Анкетирование показало, что 64% педагогов считают, что методика обучения в рамках курсов по выбору все еще находится в стадии формирования. Практически во всех образовательных организациях, представленных анкетируемым проводятся специальные пропедевтические занятия для педагогов в формах семинаров, заседаний предметных методических объединений, обсуждения на педагогических советах. В ходе профессионального общения учителя делятся опытом, предоставляют авторские разработки элективных курсов, стремятся внести каждый свою специфику по проведению курсов, изучают новую методическую литературу, обсуждают и рассматривают различного рода проекты элективных курсов представленных в открытом доступе в сети Интернет, предлагают широкий спектр тем курсов, изучают рекомендации по разработке авторских курсов. Наличие методической копилки, учебных программ, использование современных телекоммуникационных возможностей, — все это оказывает неотъемлемую помощь при организации и проведении элективных курсов и тем самым повышает эффективность предпрофильной подготовки.
Не менее важный аспект определения проблематики элективных курсов и их организации — всестороннее изучение образовательных потребностей детей и родителей, их отношения к предлагаемым элективным курсам, предпочтения в сфере вариативной составляющей обучения в выпускном классе основной школы.
Ответы на некоторые из поставленных вопросов были получены в результате анкетирования восьмиклассников. Предварительно школьникам сообщалось, что в будущем учебном году им предстоит посещать занятия нового типа – элективные курсы, обращалось внимание на то, что у них есть право выбора тех курсов, которые покажутся более интересными и важными. Приведем некоторые результаты анкетирования, у котором приняли цчасти 86 обучающихся.
Отвечая на первый вопрос анкеты («Какие курсы по выбору Вы хотели бы изучать?»), 71 % учащихся отметили, что хотели бы посещать курсы, нацеленные на подготовку к выпускным экзаменам по предметам, что, возможно, обусловлено представлениями учителей о функциях элективных курсов и свидетельствует о необходимости проведения серьезной информационной работы с детьми и родителями о задачах элективных курсов и важности не только подготовки к выпускным экзаменам, но и выбора профиля и места дальнейшего обучения. Хотели бы посещать элективные курсы, предоставляющие возможность «попробовать себя» в различных видах деятельности (в том числе, профессиональной) 21% опрошенных. Затруднились с выбором ответа 8 % восьмиклассников.
При ответе на вопрос о готовности изучения курсов по выбору на базе иных образовательных организаций или предприятий 57% школьников ответили утвердительно, но в том случае, если курс действительно будет для них интересен; 27% — при условии, что они будут проводиться на базе профессиональных образовательных учреждений; 16% восьмиклассников предпочли бы учиться в своей школе.
Мы предложили школьникам выбрать формы и виды деятельности, которые они предпочли бы осуществлять на занятиях по выбору. Выяснилось, что 28% детей хотели бы, что бы они проводились в форме традиционных, привычных для них, уроков; столько же восьмиклассником хотели бы заниматься проектной деятельностью; 35% учащихся хотели бы проводить экспериментальные исследования; 9% предпочли бы заниматься совместно с учащимися 10-11 классов.
Отметим, что в данном исследовании акцент на выяснение образовательных планов восьмиклассников по окончании основной школы (продолжить обучение в общеобразовательном учреждении или в профессиональном) не делался умышленно, поскольку элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки должны дать возможность и тем, и другим сориентироваться в возможном выборе и принять взвешенное решение, в том числе и относительно места дальнейшего обучения.
Перспективы данного исследования состоят в изучении потенциала дополнительных образовательных программ (внеурочной деятельности), реализуемых в общеобразовательных организациях.
Библиографический список
- Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.: «5 за знания», 2006. 256 с.
- Горячева Р.Н., Ильинская Т.М. Методическое обеспечение предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. 276 с.
- Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 112 с.
- Ермаков Д.С. Петрова Г.Д. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование. 2004. № 2. С.114-119.
- Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М.: «Новая школа». 2004. 160 с.
- Концепция профилизации обучения на старшей ступени общего образования // Информационный вестник департамента образования и науки. Липецк. 2004. С. 4-16 с.
- Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа. 2004. №3. С.12-18.
- Липецкая школа в условиях профилизации старшей ступени общего образования. Предпрофильная подготовка. Выпуск 5. / Под ред. О. М. Шашловой, О.А. Маренковой. Липецк: Департамент образования администрации г. Липецка. 2005. 26с.
- Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» // Директор школы. 2005. №5 С.57-63.
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. — М.: Альянс Пресс, 2004.
- Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся // Вестник образования. 2003. № 23. С. 12-21.
- Серебренников Л. Содержание предпрофильной подготовки школьников // Народное образование. 2005. № 7. С. 127-132.
- Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием / Сост. А.А. Пинский и др. М., 2003.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Дополнительное образование. 2004. №11. С.8-13.
6 комментариев
Марина Александровна, спасибо большое за очень интересный и значимый доклад. Скажите, пожалуста, начиная с какого класса желательно проводить подобные элективные курсы? В каком возрасте можно уже говорить о сознательном профессиональном самоопределении обучающихся?
Добрый день. Спасибо за интерес, проявленный к докладу. В настоящее время наблюдается тенденция к осуществлению ранней профориентационной работы. Проводятся исследования и предлагаются методики организации профориентации в дошкольном возрасте. Конечно, знакомить детей с миром профессий целесообразно в течение всего периода их развития. Элективные курсы о которых идет речь в сообщении нацелены обучающихся 8-9 классов. Их задачи; 1) помочь определиться с выбором профиля дальнейшего обучения в школе или переходом в образовательные организации СПО; 2) помочь определиться с будущей профессией (поскольку выбор профиля — еще не выбор профессии).
Марина Александровна, спасибо за интересное и важное сообщение. Действительно, введение профильного обучения, возможно, хотя бы частично снизить колоссальную нагрузку, которую испытывают обучающиеся старших классов. Как, по Вашему мнению, должен проходить отбор на элективные курсы? Исключительно по желанию старшеклассников или по рекомендации преподавателей? В каком возрасте?
Марина Николаевна, спасибо за интерес к сообщению. О возрасте я ответила выше. Относительно отбора хотелось бы отметить следующее. Идея элективных курсов состоит как раз в предоставлении свободы выбора обучающимся дисциплины для изучения. Однако профориентационная работа в школе носит системный характер и включает профдиагностику, профконсультирование, профпробы. Элективные курсы дают возможность осуществления профессиональной пробы и, несомненно, дадут больший эффект при учете результатов профдиагностики и профконсультрования.
Пятунина С.К., Перелович Н.В. Экологическое образование в Институте биологии и химии МПГУ в условиях реализации ФГОС ВО Перелович Н.В., Ломаченкова О.В. Разработка и внедрение элективного курса биологической направленности в предпрофильную подготовку обучающихся. Сборник Материалов Х Международной конференции «Актуальные проблемы химического и биологического образования» М, МПГУ, с. 2019г
Учебно-методическое пособие. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. — 56 с. Данный учебно-методический комплекс носит теоретико-прикладной характер, представлен программами курсов по выбору для 8—9 классов предпрофильной подготовки, элективных курсов для 10—11 классов профильной подготовки; сопровождается методическими рекомендациями для проведения занятий со школьниками; аннотированным списком литературы; материалами для рабочей тетради учащихся. ВГУ им. П.М. Машерова, Витебск, Беларусь, 2015. — 31 с. Курсовая работа по дисциплине Методика. Введение. Характерные черты и особенности составления презентаций. Особенности использования презентаций на уроках истории. Разработка урока по всемирной истории в 9 классе по теме: «Художественная литература». Заключение. Список использованных источников.