Бочарова Вера Александровна,
магистрант института психологии и педагогики
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
доктор педагогических наук, доцент А.Н. Пронина)
vera.bocharova.1992@mail.ru

 

Аннотация. Представлены результаты экспериментального исследования по изучению соотношения образа Я и внутренней учебной мотивации младших школьников. Выявлено, что  осознание половой принадлежности, сочетание в образе Я социальных ролей и индивидуальных характеристик, осознание себя в настоящем времени, уравновешенный тип личности с позитивной валентностью и высоким уровнем дифференцированности идентичности соотносятся с учебно-познавательным мотивом  и мотивом достижения успеха

Ключевые слова: образ Я, учебная мотивация, внутренняя учебная мотивация, младшие школьники.

 

В младшем школьном возрасте ведущей выступает учебная деятельность, структурным компонентом которой является учебная мотивация как стремление к улучшению результатов, проявлению настойчивости в достижении своих целей, стремление добиться успеха и выступает одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на жизнедеятельность школьников.

Анализ научной литературы показывает, что среди многообразия факторов, воздействующих на мотивацию детей младшего школьного возраста, одним из наиболее значимых является образ «Я» учащегося (Божович Л.И. [1], Маркова А.К. [2], Матюхина М.В. [3], Моргун В.Ф.[4] и др.).

В возрасте 8-9 лет у младшего школьника сформирован осознанный образ «Я», связанный с устойчивым осознанием младшего школьника как ученика.

Нами была выдвинута первичная гипотеза исследования: младший школьник с осознанием своих способностей, возможностей, высокой и адекватной самооценкой и позитивными характеристиками отношения к себе, наличием высокой самооценки оказывают влияние на положительное, мотивированное отношение к учебному процессу.

Экспериментальная работа по исследованию соотношения образа «Я» на внутреннюю учебную мотивацию младших школьников была организована в три этапа. На первом этапе диагностировали сформированность образа «Я», на втором — выявляли характеристики и уровень внутренней учебной мотивации мотивации, на третьем — определяли соотношение образа «Я» и внутренней учебной мотивации младших школьников.

Характеристика выборки: Объём генеральной совокупной выборки детей дошкольного возраста составил 106 младших школьников (N=103)- ученики 2 класса (количество классов- 4) МБОУ ОШ №15, 97 г. Ельца. Средний возраст испытуемых составил — 8.7 лет ± 0.32. Разброс возраста: min -8, max -9 лет.

В качестве диагностических методик оценки уровня сформированности образа «Я» у младших школьников выступили модифицированный в соответствии с задачами нашего исследования тест Куна — Макпартленда «Кто Я?» (модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В.), адаптированный для возраста испытуемых вариант методики Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Нами выявлено, что у большей части обследуемых школьников нейтральное отношение к половой принадлежности, многие школьники дают обозначение пола через узкие социальные роли, низкий уровень рефлексии. У многих младших школьников обнаружено отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик при указании множества социальных ролей. Психологическое время характеризуется у большинства школьников осознанием себя в настоящем времени, они имеют в основном уравновешенный тип личности, нейтральную валентность идентичности, высокий уровень дифференцированности идентичности.

 Таблица 1.
 Характеристики образа Я младших школьников по результаты методики Куна — Макпартленда «Кто Я?» (%)

Половая принадлежность
Нейтральное Эмоционально-положительное Эмоционально-отрицательное
60 24 16
обозначение пола через узкие социальные роли обозначение пола через широкие социальные роли
74 26
высокий уровень рефлексии низкий уровень рефлексии
25 65
Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик
Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик при указании множества социальных ролей Отсутствие социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик
46 24 30
Временная интегрированность личности
Перспективная идентичность Осознание себя в настоящем времени Осознание себя в прошлом времени
27 55 12
По типу людей
эмоционально-полярный тип уравновешенный тип сомневающийся  тип
34 45 21
Валентность идентичности
Негативная Нейтральная Позитивная Завышенная
18 40 25 17
Уровень дифференцированности идентичности
Высокий уровень дифференцированности Низкий уровень дифференцированности
66 34

Результаты применения методики   Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн показали у большинства испытуемых школьников средний реалистичный уровень притязаний, среднюю и высокую самооценку, умеренную степень  расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки по всем шкалам оценивания.

Таблица 2.
Характеристики самооценки и уровня притязаний в структуре образа Я младших школьников по результаты методики Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн (%)

Шкалы оценивания Уровень притязаний Высота самооценки Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки
завышенный средний
реалистичный
низкий завышенная средняя и
высокая
заниженная слабая умеренная сильная
Ум, способности 18 56 26 20 44 26 30 31 39
Характер

 

35 44 21 29 55 16 32 44 24
Авторитет

 

12 32 56 14 34 52 34 36 30
Красота 55 35 10 60 25 15 45 40 15
Уверенность 28 40 32 30 43 27 31 27 42
Средние показатели по шкалам 29.6 41.4 29 31 41 28 34.4 35.6 30

Для изучения сформированности внутренней мотивации младших школьников применялась методика Н.Ц. Бадмаевой. Нами выявлено, что в общей выборке у большинства испытуемых младших школьников на первом месте стоит мотивация достижения успеха, на втором — учебно-познавательные мотивы и на третьем мотивы аффилиации.

По результатам третьего этапа исследования установлено соотношение учебно-познавательного мотива  и мотивом достижения успеха в основном с эмоционально-положительным отношением половой принадлежности, соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик, осознанием себя в настоящем времени, уравновешенным типом личности, позитивной валентностью идентичности и высоким уровнем дифференцированности идентичности.

Для большинства младших школьников с учебно-познавательным мотивом  и мотивом достижения характерен завышенный и средний реалистичный уровень притязаний, средняя и высокая, завышенная высота самооценки, умеренная степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

Таблица  3.
Соотношение составляющих образа Я в соответствии с тестом Куна — Макпартленда «Кто Я?» и внутренней учебной мотивации по результатам методики Н.Ц. Бадмаевой (%)

Виды внутренних учебных мотивов Учебно-познавательный мотив Мотив достижения успеха
Половая принадлежность
нейтральное отношение 30 22
эмоционально-положительное отношение 56 66
эмоционально-отрицательное отношение 14 12
Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик
отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик при указании множества социальных ролей 12 26
отсутствие социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик 35 40
соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик 53 34
Временная интегрированность личности
перспективная идентичность 24 32
осознание себя в настоящем времени 60 53
осознание себя в прошлом времени 16 15
По типу людей
эмоционально-полярный тип 33 30
уравновешенный тип 45 52
сомневающийся  тип 22 18
Валентность идентичности
негативная 12 10
нейтральная 25 15
позитивная 34 40
завышенная 29 35
Уровень дифференцированности идентичности
высокий уровень дифференцированности 62 71
низкий уровень дифференцированности 38 29

Анализ результатов таблицы 4 показывает, что для большинства младших школьников с учебно-познавательным мотивом и мотивом достижения характерен завышенный и средний реалистичный уровень притязаний, средняя и высокая, завышенная высота самооценки, умеренная степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

Таблица 4.
Соотношение составляющих образа Я в соответствии с методикой Дембо-Рубинштейна и внутренней учебной мотивации по результатам методики Н.Ц. Бадмаевой (%)

Виды внутренних учебных мотивов Учебно-познавательный мотив Мотив достижения успеха
Уровень притязаний
завышенный 33 45
средний реалистичный 46 40
низкий 21 15
Высота самооценки
завышенная 32 46
средняя и высокая 57 42
заниженная 11 12
Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки
слабая 12 19
умеренная 65 45
сильная 23 36

Таким образом, можно констатировать, что у младших школьников с осознанием своих способностей, возможностей, высокой и адекватной самооценкой и позитивными характеристиками отношения к себе, наличием высокой самооценки характерно положительное отношение к учебной деятельности, стремление к достижению успеха, интереса к содержанию учебного материала.

Библиографический список

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Спб: Питер, 2008 – 468 с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: Просвещение, 2014. – 192с.
  3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Логос, 1984. – 158 с.
  4. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения// Вопросы психологии. – 2006. –№2.- С. 13-24.

 

91 комментарий

  1. Вера Александровна, добрый день! Вы провели интересное и основательное исследование. Хотелось бы уточнить: насколько отношения в семье влияют на соотношение образа «Я» и внутренней учебной мотивации младших школьников?

    • В науке установлено, что благоприятные позитивные детско-родительские отношения типа «принятие ребёнка» «симбиоза, «демократический стиль общения» формируют у детей как позитивный образ Я, так и позитивную учебную мотивацию. Семейные взаимоотношения между членами семьи (родителями) позитивной направленности также способствуют позитивной самооценке и интересу ребёнка к школьному обучению, и наоборот семейные конфликты приводят к обесцениванию и дисгармонии образа Я ребёнка, а невротические состояния как переживания ребёнка за членов семьи могут снижать интерес и учебную мотивацию .

  2. Вера Александровна, скажите, почему учебно-познавательный мотив и мотивацию достижения успеха вы относите к внутренней учебной мотивации?

    • Потому что только эти мотивы могут способствовать эффективности и успешности учебной деятельности, овладения учебным предметом.

  3. Особое место в учебно-методическом комплекте Планета Знаний занимает курс Основы духовно-нравственной культуры и светской этики . Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.

  4. I like the valuable information you provide in your articles.
    I will bookmark your weblog and check again here regularly.
    I’m quite sure I’ll learn many new stuff right here!
    Good luck for the next!

  5. Hello there, I found your web site via Google at the same time as
    looking for a comparable matter, your website came up, it
    appears good. I have bookmarked it in my google bookmarks.

    Hi there, simply turned into alert to your blog through Google, and found that it is
    truly informative. I am gonna watch out for brussels. I will appreciate for those who proceed
    this in future. A lot of people can be benefited from your writing.
    Cheers!

  6. Do you mind if I quote a couple of your posts as long as I provide credit and sources back to your weblog?
    My blog is in the very same niche as yours and my
    visitors would definitely benefit from a lot of the information you provide here.
    Please let me know if this okay with you. Thanks a lot!

    my page; shihan.com.ru

  7. Great goods from you, man. I have take into accout your
    stuff prior to and you are just extremely fantastic.
    I really like what you’ve obtained here, really like what you’re stating and the way wherein you assert
    it. You make it entertaining and you continue
    to care for to keep it wise. I can’t wait to learn far more
    from you. This is really a great web site.

    my web site — anapa-alrosa.com.ru

  8. I drop a leave a response each time I appreciate a article on a blog
    or I have something to add to the discussion. Usually it’s caused by the sincerness communicated
    in the article I read. And on this article СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗА
    «Я» И ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — «Школа
    молодых ученых» по проблемам
    гуманитарных наук. I was actually excited enough to leave
    a comment 🙂 I actually do have 2 questions for you if you usually do not mind.
    Is it just me or does it seem like some of these responses come across like they are coming from
    brain dead folks? 😛 And, if you are posting on additional social sites,
    I’d like to follow anything new you have to post.

    Would you make a list all of your communal sites like your Facebook
    page, twitter feed, or linkedin profile?

    my website; Tegan

  9. Needed to compose you that bit of word in order to say
    thanks over again for your superb views you have featured above.
    It was simply remarkably open-handed of people like you to offer unhampered just what most people would have advertised for
    an electronic book to get some dough for themselves, precisely considering the
    fact that you might well have done it in case you decided.
    Those solutions as well served as the good way to recognize that other
    people online have the identical dream just as mine to know more and more in terms of this matter.

    I know there are many more enjoyable times up front for many who find out your
    blog.

    Look into my web blog :: http://chengdian.cc/

  10. This is the perfect site for anyone who would like to understand this topic.
    You know a whole lot its almost hard to argue with you (not
    that I really would want to?HaHa). You certainly put a brand new spin on a subject which has been discussed for decades.
    Excellent stuff, just great!

    Here is my web-site :: ACV Advanced

  11. Your style is so unique in comparison to other folks I have read stuff from.
    I appreciate you for posting when you have the opportunity, Guess
    I’ll just bookmark this blog.

  12. Selaku Agen joker123, Winsport77 juga menerima pendaftaran akun judi Joker123 atau Joker388 GRATIS.
    Kami juga memberikan kemudahan dalam pengerjaan transaksi menerapkan puluhan bank
    di Indonesia seperti bank BCA, Danamon, BRI, NISP, Bank BTN, BNI, Permata, KalTim,
    Mandiri, CIMB Niaga dsb. Tak cuma itu saja, joker123 bekerja sama dengan Winsport77 juga menyediakan virtual payment seperti SAKUKU, GOPAY, OVO, Payfast dan DANA.
    Kami juga menerima transaksi pulsa XL dan telkomsel.

    Bersama kami Agen Joker388 Terpercaya yang siap menolong anda dalam progres Daftar
    Joker123 Tidak. Dengan berbagai Promo Bonus menarik.
    Tunggu apalagi, buruan bergabung bersama Agen Legal judi tembak ikan online uang asli.

  13. I rarely leave a response, but after looking
    at a few of the comments here СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗА «Я»
    И ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — «Школа молодых ученых» по проблемам
    гуманитарных наук. I do have a couple of questions for you if it’s allright.
    Is it only me or does it look like like some of the comments appear as if they
    are coming from brain dead folks? 😛 And, if you are posting on other places, I would
    like to keep up with everything fresh you have to post.

    Could you post a list of all of all your public sites like
    your Facebook page, twitter feed, or linkedin profile?

    My web site :: Tri-Bol Testo Pills

  14. Greetings from Ohio! I’m bored at work so I decided to browse your website on my iphone
    during lunch break. I love the information you provide here and can’t wait to take a look when I get home.

    I’m surprised at how quick your blog loaded on my mobile
    .. I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyhow, fantastic blog!

    My site: Boltz Pro Reviews

  15. I do not write a lot of comments, however I read a few of
    the remarks on this page СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗА «Я» И ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — «Школа молодых ученых» по проблемам гуманитарных наук.

    I actually do have a couple of questions for you if you do not
    mind. Could it be only me or does it seem like a few of these comments come across like
    they are left by brain dead individuals?
    😛 And, if you are writing on additional online
    sites, I would like to follow you. Could
    you post a list of the complete urls of your public pages like
    your linkedin profile, Facebook page or twitter feed?

    My web blog — Tri-Bol Testo Reviews

  16. Hey very nice site!! Man .. Beautiful .. Wonderful
    .. I’ll bookmark your site and take the feeds also? I’m happy to find numerous helpful
    info here within the post, we want develop extra strategies in this regard,
    thanks for sharing. . . . . .

    My web blog; Nuubu

  17. I loved as much as you’ll receive carried out right here.
    The sketch is tasteful, your authored subject matter stylish.
    nonetheless, you command get bought an nervousness over
    that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come further formerly again as exactly the same nearly very often inside case you shield this increase.

    Feel free to visit my site :: frun-test.sakura.ne.jp

  18. I truly wanted to develop a quick note so as to express gratitude to you for all of the wonderful points you are showing on this
    website. My long internet research has now been honored with excellent points
    to share with my friends. I would express that we site visitors actually are extremely blessed to be
    in a perfect site with so many marvellous individuals with interesting
    techniques. I feel pretty happy to have come across your web pages and look forward to
    so many more brilliant minutes reading here. Thanks a lot once more for all the details.

    Also visit my blog utrish.com.ru

  19. Hello! This is my first comment here so I just wanted to give a quick shout out and tell
    you I genuinely enjoy reading through your blog posts. Can you recommend
    any other blogs/websites/forums that go over the same topics?
    Thank you!

    my web-site: Metabo Fix

  20. Howdy just wanted to give you a quick heads up. The words
    in your content seem to be running off the screen in Chrome.
    I’m not sure if this is a formatting issue or something to do with web browser compatibility but I
    thought I’d post to let you know. The design look great though!

    Hope you get the issue solved soon. Many thanks

    Feel free to surf to my blog post :: craksracing.com

  21. An outstanding share! I’ve just forwarded this onto a coworker who had been conducting a little research
    on this. And he actually bought me dinner because I discovered it for him…
    lol. So let me reword this…. Thank YOU for the meal!!
    But yeah, thanks for spending the time to talk about this subject here on your internet site.

    Feel free to visit my blog post :: Kodo Detox Patches Review

  22. My spouse and i felt absolutely thrilled Edward could finish up his investigations while using the
    ideas he obtained from your very own web page. It is now and again perplexing just to happen to be giving
    out guides which some people might have been trying to sell.
    So we know we need the website owner to appreciate for
    this. The main explanations you have made, the straightforward web site navigation, the relationships you will give support to instill — it’s got all great, and it’s really
    helping our son in addition to us recognize that this article is enjoyable,
    and that is incredibly pressing. Thanks for all!

    Here is my site :: astravo.net.ru

  23. Attractive section of content. I just stumbled upon your web site and
    in accession capital to say that I acquire in fact enjoyed account your weblog
    posts. Any way I’ll be subscribing on your feeds and even I success
    you get right of entry to constantly fast.

    Feel free to visit my webpage … Breeze Tech Reviews

  24. I have been exploring for a bit for any high-quality articles or weblog posts in this sort of area .
    Exploring in Yahoo I finally stumbled upon this website.
    Reading this info So i am glad to convey that I’ve an incredibly just right uncanny feeling I discovered just
    what I needed. I most certainly will make certain to don’t overlook this website and give it a look on a
    continuing basis.

    My homepage: Nuubu Reviews

  25. An impressive share! I’ve just forwarded this onto a coworker who has been doing a little research on this.
    And he in fact ordered me lunch simply because I stumbled upon it for him…

    lol. So let me reword this…. Thank YOU for the meal!! But yeah, thanx for spending some time to discuss this matter here on your blog.

    Also visit my blog post: Kodo Detox Patches Review

  26. Its like you learn my mind! You appear to understand so much approximately this, like you
    wrote the e-book in it or something. I feel that you simply could do with
    some percent to power the message house a little
    bit, however instead of that, that is great blog.

    A fantastic read. I will certainly be back.

    Here is my site — Breeze Tec

  27. I would like to take the chance of saying thanks to you for that professional assistance I have always enjoyed checking out your site.
    We are looking forward to the actual commencement of my university research and the entire
    preparation would never have been complete without coming over to this site.
    If I can be of any assistance to others, I would be delighted to help by what I have learned from here.

    Visit my web blog — MetaboFix Ingredients

  28. I’m really enjoying the design and layout of your blog.
    It’s a very easy on the eyes which makes it much more pleasant
    for me to come here and visit more often.
    Did you hire out a designer to create your theme? Great work!

    Also visit my web page: Kodo Detox

  29. I would like to use the ability of saying thanks to you for
    the professional guidance I have often enjoyed
    visiting your site. We are looking forward to the actual commencement of my school research
    and the overall preparation would never have been complete without surfing your website.
    If I could be of any help to others, I’d personally be
    glad to help as a result of what I have learned from here.

    My blog: http://usedtiresbrowardcounty.com/

  30. Unquestionably believe that which you stated.
    Your favorite reason seemed to be on the net the easiest thing
    to be aware of. I say to you, I definitely get irked while people think about worries that they plainly do not know about.
    You managed to hit the nail upon the top and also defined out the whole thing without having side effect ,
    people could take a signal. Will probably be back to get more.
    Thanks

    Also visit my web site :: Tri-Bol Testo Review

  31. Does your blog have a contact page? I’m having trouble locating it but, I’d like to shoot
    you an email. I’ve got some recommendations for your blog
    you might be interested in hearing. Either way, great blog and I look forward to
    seeing it develop over time.

    Review my website — Tri-Bol Testo

  32. I almost never comment, however I browsed a few of the comments here СООТНОШЕНИЕ
    ОБРАЗА «Я» И ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — «Школа молодых ученых» по проблемам гуманитарных наук.
    I actually do have 2 questions for you if it’s okay.
    Could it be just me or do some of these remarks look as if they
    are coming from brain dead individuals? 😛 And,
    if you are posting at additional online social sites, I’d like to follow everything new you have to post.
    Could you post a list of the complete urls of your social networking sites
    like your Facebook page, twitter feed, or linkedin profile?

    My web page; Tri-Bol Testo Review

  33. I rarely create responses, but I browsed some remarks on this
    page СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗА «Я» И ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — «Школа молодых ученых» по проблемам гуманитарных наук.
    I do have 2 questions for you if you do not mind.
    Is it simply me or does it give the impression like a few of these responses come
    across as if they are coming from brain dead visitors?
    😛 And, if you are writing on other online social sites, I’d like to keep up with you.
    Would you list of every one of all your public pages like your linkedin profile,
    Facebook page or twitter feed?

    Feel free to surf to my web page; Tri-Bol Testo Review

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.