Татьянина Елена Владимировна,
аспирант кафедры психологии и психофизиологии
ЕГУ им. И.А. Бунина
(научный руководитель –
доктор психологических наук, профессор В.Г. Каменская)
e-mail: tatianinaelena@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена изучению функциональных и психофизиологических особенностей у подростков в современных условиях образовательного пространства,   с учетом разных типов обучения. Проблема здоровья детей и подростков становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.   Общую результативность образовательного процесса обеспечивает сложная система психофизиологических механизмов школьника, а также уровень его адаптационного ресурса. Сохранение здоровья молодых людей возможно путем ранней оценки адаптационных возможностей организма и своевременной коррекции выявленных функциональных нарушений.

Целью исследования выступило изучение модификаций функционирования основных физиологических и социально – психологических уровней организации адаптационной системы школьников — подростков мужского пола возраста 15 лет с учетом освоения различных образовательных программ учебных заведений Липецка. В качестве испытуемых выступили добровольные участники – обучающиеся профильного кадетского класса МБОУ СОШ № 14  г. Липецка и учащиеся массовых школ.

Согласно полученным результатам экспериментального исследования выявлено три достоверных отличия параметров системы регуляции кардиоритма подростков кадетского корпуса   по сравнению с остальными участниками: по вегетативному показателю ритма (ВПР), по индексу напряжения (ИН)  и значениям мощности низких волн (VLF), которые определяют метаболические характеристики симпатического происхождения.

Ключевые слова: адаптационный ресурс, подростки мужского пола, вариабельность сердечного ритма, функциональные резервы, профильное обучение, психофизиологические показатели.

 

Введение

 В настоящее время в России продолжается реорганизация общеобразовательной школы, включая среднюю ступень образования. На современном этапе появились учебные заведения разного типа, а в преподавании используются различные технологии и новации, зачастую не отвечающие психофизиологическим, возрастным, половым, конституциональным особенностям детей, в связи с чем педагогический процесс нередко наносит существенный ущерб здоровью детей и подростков [1, с.33].

Современный этап развития общества характеризуется ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. В последние годы в популяции молодых людей увеличивается количество лиц, страдающих функциональными нарушениями [3, с.58-62;  4, с.18-22]  и серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в частности, заметно «помолодела» гипертоническая болезнь, участились случаи развития инсультов, инфаркта миокарда, синдрома внезапной смерти [7, с.78-83].

Объем и сложность учебного процесса, снижение двигательной активности и существенное возрастание доли учебных нагрузок, а также привлечение школьников к внеучебной, общественной деятельности предъявляют высокие требования к трудоспособности, которой зависит от адаптационного ресурса. Следует отметить, что старший школьный возраст (15-18 лет) является периодом интенсивного роста, морфологических и функциональных перестроек организма ребенка, которые протекают неравномерно. Именно в старшем школьном возрасте наблюдается наибольший разброс психофизиологических показателей, вследствие высокой вариативности темпов созревания, характерных для этого возрастного периода [5, с.28-29].

При подготовке данного эксперимента, особый интерес для нас представлял процесс проведения анализа функционального состояния подростков, которые обучаются по разным типам школьных программ в городе Липецке.

 Цель и задачи исследования

В ходе реализации научного исследования были сформированы две основные задачи:

1) проанализировать особенности показателей работы сердечно – сосудистой и вегетативной нервной систем обучающихся 9 – х классов (по общеобразовательному и профильному типу обучения);
2) рассмотреть адаптационные возможности организмов участников экспериментального исследования при обучении по различным видам школьных программ.

Материалы и методы

С целью определения уровня функционального состояния и психофизиологической адаптации школьников – обучающихся МБОУ СОШ № 14, МБОУ ООШ № 22,  МБОУ СОШ № 24 им. М.Б. Раковского города Липецка,  были сформированы 3 группы добровольных испытуемых в количестве 27 человек — подростков мужского пола, биологический возраст которых (на момент исследования) составил: 15 лет.

Из них: 9 человек — учащиеся профильного кадетского 9 класса школы № 14 г. Липецка. Программа обучения предполагает углубленное изучение истории России,  с обязательным включением дополнительных общеразвивающих программ (физическая и военная строевая подготовка). Также предусмотрены внеурочные виды деятельности: волонтерское движение, поисковые отряды, спортивный туризм, Юнармия, музейная педагогика, Группами сопоставления явились учащиеся 9 класса муниципальной школы № 22 г. Липецка, общеобразовательного типа обучения. Дополнительные спортивные клубы и творческие секции школьники – подростки во внеурочное время  не посещают, но при этом принимают активное участие в общественных мероприятиях муниципалитета.  В исследовании также в качестве группы сопоставления приняли участие учащиеся 9 класса общеобразовательной школы № 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка, с общеобразовательным типом программы, без усиления определенных предметных направлений. Из девяти обследованных школьников только трое занимаются в спортивных секциях (футбол, каратэ и баскетбол) во внеурочное время. Исследование функциональных показателей проводилось с использованием аппаратно – программного комплекса «ВедаПульс» (разработка О. В. Сорокина, М. А. Суботялова, регистрационное удостоверение  № ФСР 2011/12389).  С его помощью определяли показатели статистического анализа распределений кардиоинтервалов: среднюю длительность RR–интервалов; индексы Баевского: индекс напряжения регуляторных систем (ИН), вегетативный показатель ритма (ВПР); а также показатели спектрального анализа: общая мощность спектра (TP, мс2), очень низкие волны спектра (VLF, мс2), высокие волны спектра (HF, мс2). Перед началом экспериментального исследования были получены персональные согласия — разрешения родителей школьников – подростков. Процедура тестирования осуществлялась в состоянии полного покоя испытуемых. Все полученные данные эксперимента были обработаны в программе: «MicrosoftExcel», версия 2013. Для оценки статистической достоверности данных использовали пакет программ «SPSSStatistics 22». Математические расчеты по анализу вариабельности сердечного ритма были произведены согласно методическим рекомендациям Р.М. Баевского  с  соавторами [2, с.40-41] и с применением математических методов  в психологии [6, с.96-99].

 Результаты исследования и их обсуждение

Изучение вариабельности сердечного ритма позволяет выявить влияние центральных регуляторных механизмов и автономных контуров управления функциями сердечно – сосудистой системы, реализуемых симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Соотнесение представленных показателей с результатами экспериментальных исследований, проведенных в трех общеобразовательных школах при осуществлении сравнительного анализа позволит констатировать наличие выраженных различий между испытуемыми группам школьников – подростков. В табл. № 1 представлены сравнительные данные всех учащихся вышеперечисленных школ с указанием среднего арифметического значения и среднего квадратического отклонения по каждой группе испытуемых.

Таблица 1.
Сравнительные данные по экспериментальному обследованию учащихся МБОУ № 14 г. МБОУ ООШ № 22 и МБОУ СОШ № 22

Наименование образовательного учреждения МБОУ СОШ № 14 (кадетские классы)
Параметры: Средняя длительность RR — интервалов (мс) Индексы Баевского Показатели спектрального анализа
ВПР, у.е. ИН, у.е. TP, мс2 (общая мощность спектра) VLF, мс2 HF, мс2
Х±СКО  

756,4±69,9

3,4±1,7 57, 4±40,85 9099± 10856,3 3322,3

± 3392,6

3885,8

± 5984,1

Наименование образовательного учреждения МБОУ СОШ № 22
                                   Параметры:

 

Средняя длительность RR — интервалов (мс) Индексы Баевского Показатели спектрального анализа
ВПР, у.е. ИН, у.е. TP, мс2 (общая мощность спектра VLF, мс2 HF,мс2
Х±СКО 690,5±63,7 6,2±3,2 128,6±100,5 2374,6±2571,7 566,4±387,1 721,7±962,3
Наименование образовательного учреждения МБОУ СОШ № 24
                                 Параметры:

 

Средняя длительность RR — интервалов (мс) Индексы Баевского Показатели спектрального анализа
ВПР, у.е. ИН, у.е. TP, мс2 (общая мощность спектра VLF, мс2 HF, мс2
Х±СКО 688±77,6 6,4±3,6 148,2±172,69 3258±2460,6 1357±1223,6 1088,8±928,7

В программе SPSSStatistics 22» была произведена оценка статистической достоверности данных, которые позволили выявить следующие различия:

Таблица 2.
Сравнительный анализ средних по группам показателей у учащихся кадетского профильного класса МБОУ СОШ № 14 и учащимися общеобразовательного класса МБОУ СОШ № 22

Показатели Результат оценки T- значение критерия Стьюдента для независимых выборок P – уровень значимости критерия Стьюдента
RR не достоверны 0,68 0,055
ВПР* достоверны 2,318 0,04
ИН не достоверны 1,971 0,066
ТР не достоверны 1,808 0,089
VLF* достоверны 2,14 0,047
HF не достоверны 1,566 0,132

Таблица 3.
Сравнительный анализ средних по группам показателей у учащихся кадетского профильного класса МБОУ СОШ № 14 и учащихся общеобразовательного класса МБОУ СОШ № 24:

Показатели Результат оценки T- значение критерия Стьюдента для независимых выборок P – уровень значимости критерия Стьюдента
RR не достоверны 1,953 0,068
ВПР различий нет 2,05 0,057
ИН* достоверны 2, 25 0,044
ТР различий нет 1,574 0,135
VLF не достоверны 1,72 0,106
HF различий нет 1,386 0,185

Примечание:

Условные обозначения для таблиц №№ 1-3:

ВПР, у.е. — вегетативный показатель ритма

ИН, у.е. — индекс напряжения регуляторных систем

TP, мс2 — общая мощность спектра

VLF, мс2 — очень низкие волны спектра

             * различия достоверны при Р ≤0, 05

Согласно полученным результатам выявлено два достоверных отличия    по вегетативному показателю ритма (ВПР, у.е.) и фоновым значениям низких колебаний ритма сердца (VLF, мс2) между учащимися профильного кадетского класса МБОУ СОШ   № 14 и учащимися общеобразовательного класса МБОУ ООШ № 22. Мощность в низкочастотной области спектра  связаны с активностью симпатического звена ВНС. Это свидетельствует о том, что у учащихся профильного кадетского класса МБОУ СОШ  № 14 преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и существует относительное напряжение сердечно – сосудистой системы. Вместе с тем, учащиеся кадетского корпуса, с учетом включения большего объема физических упражнений в обучении и внеурочное время, имеют достоверно более низкое значение индекса напряженности, имеющего достоверный характер по сравнению с их сверстниками школы №24. Этот факт отражает положительное влияние физической нагрузки на баланс основных звеньев ВНС.

 Выводы

На основании выполненного экспериментального исследования, учитывая все полученные данные вариационной кардиоинтервалометрии, можно сделать следующие выводы:

  1. Школьники – подростки профильного кадетского класса МБОУ СОШ № 14 и общеобразовательных классов МБОУ ООШ № 22, МБОУ СОШ № 24  имеют относительно близкий уровень основных параметров ВСР,   что свидетельствует о возрастных закономерностях формирования адаптационного ресурса.
  2. Вместе с тем, у подростков – кадет МБОУ СОШ № 14 в условиях специализированного обучения, с учетом включения в программу существенных физических нагрузок, выявлена большая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) по сравнению с учащимися школы № 22   и сниженное значение индекса напряжения (ИН), как показателя напряжения регуляторных механизмов ВСР, чем у учащихся школы № 24. Эти факты свидетельствуют о высокой индивидуальной изменчивости формирования адаптационных процессов в подростковом периоде в зависимости  от существующих условий обучения и образовательного пространства в целом.

Библиографический список

  1. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни. Новосибирск: Сибирское Университетское Издательство, 2008: С.33.
  2. Баевский РМ, Иванов Г.Г, Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1). Вестник аритмологии, 2002: С.65–86.
  3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария, 2015: С.58-62.
  4. Белов В.Б., Роговина А.Г. Основные медико-демографические показатели здоровья населения России к 2013 г. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2014: С.18-22.
  5. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — Инфра-М, 2018: С.29.
  6. Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика: учебное пособие. – Москва: МГППУ, 2011: С. 96-99.
  7. Шилова М.А., Мамедов М.Н. Внезапная сердечная смерть лиц молодого возраста: факторы риска, причины, морфологические эквиваленты. Кардиология. 2015; (7): С.78–83.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 644 комментария

  1. Спасибо за доклад!
    Ряд психофизиологических параметров у обследуемых обучающихся отличаются в условиях специализированного и профильного обучения. Чем этот фак объясняется?

    • Добрый день, Дарья Юрьевна!

      Благодарю Вас за вопрос!

      Главный влияющий фактор: учебная нагрузка, сложность учебного процесса, дополнительная нагрузка во время внеучебной деятельности: как в рамках общественной деятельности (мероприятия городского, областного, общероссийского уровня), так и в рамках проведения дополнительных физических нагрузок (как, например: у кадетов МБОУ СОШ № 14 г. Липецка — военная и строевая подготовка).

  2. Добрый день.Что вы вкладываете в понятие «адаптационный ресурс»? И с какими трудностями столкнулись в процессе экспериментального исследования?

    • Добрый день, Ирина Васильевна! Благодарю Вас за вопрос!
      Анализ публикаций, посвященных адаптационному ресурсу личности, показывает растущую частоту применения этого термина при формулировании психологического диагноза, констатации адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, заметна неоднородность исследований, в которых производится операционализация, определение его содержания. Под адаптационным ресурсом обычно понимается совокупность качественно своеобразных индивидуально-психологических свойств, набор которых неодинаков в различных исследованиях.
      Адаптационный ресурс целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты.
      В процессе проведения эксперимента главная трудность заключалась в том, чтобы не позволить волнению испытуемых, их непроизвольным механическим движениям (в момент подключения аппаратного комплекса «Веда — Пульс»), повлечь за собой погрешности в записи, которые, в свою очередь, окажут влияние на общий результат научного эксперимента.

  3. Целью настоящей работы стало проведение сравнительного анализа вегетативных и нейродинамических показателей младших и старших подростков в образовательных организациях с различной интенсивностью обучения. В рамках комплексного психолого-физиологического мониторинга проведено исследование функционального состояния, исходного вегетативного тонуса и нейродинами-ческих особенностей у 229 учащихся пятых и девятых классов двух образовательных организаций (ОО) — МАОУ «Гимназии № 42» (г. Кемерово) и ООШ № 19 (г. Ленинск-Кузнецкий). Обследование проводилось в ноябре в первом полугодии учебного года, в первой половине учебного дня в индивидуальной форме при наличии добровольного согласия родителей (законных представителей).

  4. Hello would you mind letting me know which web host you’re using?
    I’ve loaded your blog in 3 completely different internet browsers and I must say this
    blog loads a lot faster then most. Can you suggest a
    good hosting provider at a honest price? Thanks a lot, I appreciate it!

  5. I really like your blog.. very nice colors & theme. Did you
    design this website yourself or did you hire someone to
    do it for you? Plz reply as I’m looking to create my own blog
    and would like to find out where u got this from. appreciate it

  6. Attractive section of content. I just stumbled upon your site and in accession capital to assert that I get in fact enjoyed account your blog
    posts. Anyway I will be subscribing to your feeds and even I achievement you access consistently
    fast.

    Feel free to surf to my website … Tri-Bol

  7. This is the perfect web site for anyone who really wants to find
    out about this topic. You know so much its almost hard to argue with you (not that
    I actually will need to?HaHa). You definitely put a fresh spin on a subject
    which has been written about for years. Excellent
    stuff, just excellent!

    My web site; Kodo Detox Patch

  8. My developer is trying to convince me to move to .net from PHP.
    I have always disliked the idea because of the expenses. But he’s tryiong none the
    less. I’ve been using Movable-type on a variety of websites for about
    a year and am anxious about switching to another platform.

    I have heard fantastic things about blogengine.net.
    Is there a way I can import all my wordpress content into it?

    Any kind of help would be really appreciated!

    My homepage; http://www.saraykapi.com

  9. Greetings from Ohio! I’m bored to tears at work so I decided to browse your website on my iphone
    during lunch break. I enjoy the knowledge you provide here and can’t wait to
    take a look when I get home. I’m shocked at how quick your blog loaded on my mobile ..
    I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyhow, superb blog!

    My web site: khoquet.com

  10. Have you ever thought about writing an e-book or guest authoring on other sites?
    I have a blog centered on the same topics you discuss and would love to have you share some stories/information. I know my audience would value your work.
    If you’re even remotely interested, feel free to send me an email.

    Also visit my web page … BoltzPro Review

  11. Just wish to say your article is as amazing. The clearness in your post is simply excellent and i could assume you are an expert on this subject.
    Fine with your permission let me to grab your feed to keep updated with forthcoming post.
    Thanks a million and please continue the rewarding work.

    Feel free to visit my page … Keto Vibe Pills Review

  12. На сайте https://daina-art.ru/ вы сможете заказать слэбы натуральных камней, которые используются для самых разных целей декорирования интерьера, в том числе, оформления барной стойки. Все изделия необычные, привлекательные, а потому украсят любое помещение. Ознакомьтесь с последними коллекциями, которые созданы высококлассными дизайнерами. Для того чтобы оценить, как они смотрятся в работе, посмотрите портфолио, которое показывает мастерство работников. Закажите обратный звонок для получения консультации.

  13. Accept Dash Payments https://plisio.net/accept-dash is a crypto payment gateway that lets you accept Dash payments with a powerful API, e-commerce plugins and other solutions for collecting payments. Plisio users will now be able to use Dash for payments across a range of eCommerce sites and online merchants.

  14. На сайте https://gbisp.ru можно приобрести ЖБИ, которые применяются в самых разных сферах строительства. Полный перечень продукции включает: сваи, колонны, балки перекрытия, плиты ограждения, цокольные панели, бетонную смесь, различные материалы и многое другое. Производственные мощности позволяют получить необходимый результат быстро и отличного качества. Штат укомплектован высококлассными специалистами, которые знают все технологические процессы. Имеется огромный ассортимент товаров для промышленного, гражданского, мостового строительства.

  15. На сайте https://svtgr.ru/ возьмите в аренду строительное оборудование: специальные леса, вышки-туры, фасадную сетку, крепеж и многое другое на самых выгодных условиях. В компании действуют доступные цены. При этом можно воспользоваться полным комплексом услуг, включая доставку техники на объект, монтаж, демонтаж. Все работы выполняются тогда, когда вам удобно. Оборудование от проверенных, надежных поставщиков, которым точно можно доверять. Сотрудники компании выполняют комплексные работы, независимо от сложности поставленной задачи.

  16. На сайте https://gidfinance-ru.ru можно воспользоваться конвертером, узнать курс валют. Этот сервис является лучшим для того, чтобы быстро переводить валюту. И самое главное, что это абсолютно безопасно, ведь все данные приходят в зашифрованном виде, а это значит, что не попадут третьим лицам. Поэтому вы можете осуществлять переводы, не переживая. Калькулятор работает с большинством денежных единиц мира. Важным моментом является то, что информация о котировках регулярно обновляется, что позволит всегда держать вас в курсе изменений.

  17. Want to accept crypto payments on Magento? https://plisio.net/magento-accept-crypto payment gateway provides a simple solution for any business using Magento. Magento is an e-commerce platform enabling individuals and businesses to create online store or add those to existing websites. As a SaaS based platform, Magento can add online stores to any existing websites. However, Magento has been criticised for not being an end-to-end CMS platform. Plisio.net enables your store to accept payments in cryptocurrencies and receive payments instantly in your business account in crypto.

  18. На портале https://relistic.ru закажите профессиональную разработку сайтов, ведение маркетплейсов, аэросъемку, а также 3Д моделирование. В штате трудятся компетентные сотрудники с большим опытом, а потому они точно знают, как сделать так, чтобы клиент остался доволен результатом. Программисты, операторы, дизайнеры, маркетологи – это специалисты, которые знают, как получить отличный результат. Все услуги оказываются на совесть, по доступной стоимости. За несколько лет работы ни одного недовольного клиента.

  19. На сайте https://auto-parad.ru/ имеется содержательная, экспертная информация, которая касается правил эксплуатации автомобилей различных марок, года выпуска. Есть интересные и любопытные материалы, которые помогут быстро завести автомобиль зимой, починить трансмиссию, правильно выбрать незамерзайку или решить проблему быстрого разряда аккумулятора. Все статьи написаны экспертами, поэтому они достоверные, актуальные и действительно помогают справиться даже с самыми сложными задачами. Это позволит не обращаться за дорогостоящей профессиональной помощью.

  20. На сайте https://profexpertisa.ru можно заказать различные типы экспертиз проектной документации. Делая выбор в пользу негосударственной компании, вы получаете возможность сэкономить время и даже средства. При этом результат вы получите максимально быстро. В компании «ПРОФЭКС» работают лучшие, высококлассные специалисты, которые знают все нюансы, поэтому при необходимости дадут рекомендации заказчику. Они оказывают помощь во всех аспектах. Сотрудники готовы выполнить экспертизу разной сложности, все они прошли аттестацию.

  21. На сайте https://jobgirl24.ru/ есть интересная, несложная работа для девушек самого разного возраста. Если вам больше не хочется жить на скромное жалованье, отказывать себе в дорогих покупках, то скорей обращайтесь по объявлению, чтобы уже сегодня приступить к работе. Это ваш шанс начать получать хорошие деньги и позволить себе большее. При этом гарантированы ежедневные выплаты. Работа в сфере развлечений, вас ожидает дружный коллектив. Теперь вы сможете заработать на новую машину и отпуск в других странах.

  22. Daily analysis on the website: https://iranforexbroker.org/ Choosing a Forex broker for Iranians. Generally, it is possible to choose a company for trading independently, study all broker websites, get familiar with the trading conditions, estimate the level of spreads and quality of orders execution, deposit and withdrawal of funds. It may take a long time which can be spent for trading or for learning the basics of trading. On our website we have compiled a rating of forex brokers, where we have listed the main conditions that are worth paying attention to.

  23. На сайте https://mosaic-pool.ru/ можно оставить заявку на проектирование, а также строительство бассейнов в самом разном стилевом исполнении. Высококлассные сотрудники занимаются комплексным оснащением, а также их обслуживанием. Здесь же можно заказать монтаж стеклянной мозаики и приобрести ее в нужном количестве и в любое время. Предприятие реализует качественную и антиаллергенную химию. В разделе представлена интересная тематическая информация. Компания находится на рынке более 10 лет, поэтому никогда не подводит.

  24. Закажите строительство, проектирование, а также обслуживание бассейнов в городе Сочи. Также осуществляется продажа, кладка мозаики из стекла. На сайте https://mosaic-pool.ru/ можно ознакомиться со всеми оказываемыми услугами, а также расценками. При необходимости вы всегда сможете позвонить по указанному телефону и задать все интересующие вопросы. Вам доступна профессиональная консультация. Компетентные сотрудники готовы построить бассейн любой сложности и в соответствии с предпочтениями.

  25. На сайте https://optimizator.su/ вы сможете ознакомиться с вариантами оптимизации и продвижения сайта. Сайт оптимизатор — это удобные и выгодные предложения для продвижения сайтов в ТОП Яндекса или Google. Над вашим сайтом будут работать опытные оптимизаторы нашей команды. У нас есть опыт продвижения сотен тематик и бизнесов.

  26. На сайте https://xn—24-5cdb2ceo3crb1a.xn--p1ai/ вы сможете заказать надежные электросчетчики с пультом. Они поставляются напрямую от производителя, а потому даются все необходимые гарантии, установлены честные цены. Доступна доставка по всей России. Модели всегда присутствуют в наличии, поэтому любой счетчик можно заказать даже сейчас. Оборудование сможет пройти любые проверки. Для того чтобы ознакомиться с механизмом поближе, изучите принцип работы. Перед тем, как отправить счетчик покупателю, его работа снимается на видео.

  27. На сайте https://www-5ka-ru-cards.ru/ вы сможете подать заявку для того, чтобы устроиться на работу в один из магазинов сети «Пятерочка». Если вы уже являетесь сотрудником компании, то можете зайти в свой личный кабинет и изучить привилегии и все возможности. Есть любопытная информация про бонусную карточку, о том, как ее зарегистрировать, какие бонусы она дает и как получить. Имеются данные про генеральных директоров торговой сети и многое другое. Ознакомьтесь с информацией для того, чтобы узнать больше о своем любимом магазине.

  28. Annehmen Ethereum Classic https://plisio.net/accept-ethereum-classic ist ein Krypto-Zahlungsgateway, mit dem Sie ETC-Zahlungen mit einer leistungsstarken API, E-Commerce-Plugins und anderen Losungen zum Einziehen von Zahlungen akzeptieren konnen. Plisio-Benutzer konnen nun Ethereum Classic fur Zahlungen auf einer Reihe von E-Commerce-Websites und Online-Handlern verwenden.

  29. На сайте https://genshin.guru/ представлена исчерпывающая и интересная информация по игре Genshin Impact. Здесь имеются ценные и нужные материалы, которые касаются персонажей, оружия, артефактов, монстров, торговцев и многого другого. Есть отдельные гайды по игре, которые помогут больше о ней узнать. Для поиска нужной информации просто введите слово в поле, после чего система подберет для вас варианты. Регулярно на портале появляются новые публикации, ознакомиться с которыми будет интересно и вам.

  30. На сайте https://tehnikum.school/ вы сможете записаться в школу, где обучают актуальным, интересным профессиям, востребованным на рынке. Это ваш шанс переквалифицироваться, получить базу знаний, а также освоить новую профессию, получать больше денег и развиваться в своей области. Все выпускники школы смогли устроиться в лучшие компании страны. Воспользуйтесь и вы возможностью получить новые знания и быть востребованным в своей деятельности. У школы несколько сотен партнеров, которые хотят работать с выпускниками.

  31. Accept BNB Binance Coin Payments https://plisio.net/accept-binance-coin is a crypto payment gateway that lets you accept BEP-20 payments with a powerful API, e-commerce plugins and other solutions for collecting payments. Binance users will now be able to use BNB for payments across a range of eCommerce sites and online merchants.

  32. На сайте https://www.goodly-studio.com/ вы сможете заказать изысканные, роскошные картины, выполненные из натурального мха. Все они причудливой, интересной и несколько неожиданной формы, а потому найдут отклик в вашем сердце. Есть возможность сделать такое панно на заказ – оно обязательно впишется в концепцию помещения и разнообразит стиль. Можно выбрать аппликацию разной формы, ширины и высоты. Это не просто привлекательная вещь для украшения интерьера, а еще и красивый, ожидаемый подарок коллеге, близкому человеку на любой праздник.

  33. На сайте http://xn--j1ahfffa1f.xn--p1ai/ можно заказать промышленные резервуары, а также различное емкостное оборудование, выполненное из современных, прочных материалов. За счет этого прослужит очень долго. Резервуары могут быть произведены по типовому проекту либо по эскизу заказчика и точно в оговоренное время. Для вас действуют доступные расценки, организуется доставка до объекта, на всю продукцию распространяются гарантии. При необходимости будет предоставлена профессиональная консультация.

  34. На сайте https://nevahod.com/ приобретите билеты на водные экскурсии по величественному и роскошному Санкт-Петербургу. Устройте незабываемую прогулку на теплоходе, метеоре. Она подарит только положительные эмоции и приятные впечатления. На портале можно оплачивать покупки быстро, в режиме онлайн и абсолютно безопасно. Водный транспорт отходит каждые полчаса, поэтому прокатиться с ветерком можно даже сейчас. Если появились вопросы, то оператор ответит на них в течение нескольких минут в чате.

  35. травить тараканов Челябинск Травить тараканов в Челябинске задача не простая, дихлофосы, рейды, геты, и другие бесполезные аэрозоли тут не помогут. Единственный выход вызвать профессиональную службу по травле тараканов. DezCenterChel.ru

  36. травить клопов травить клопов поможет городскаЯ служба по избавлению от насекомых, народные методы не помогут, только профессиональное оборудование и инсектициды. DezCenterChel.ru

  37. На сайте https://zemlegal.ru/ вы сможете узнать, как оформить техплан. Это, пожалуй, единственный документ, который обычный человек выполнить не сможет, здесь требуется инженерная подготовка в строительной области. Чтобы избежать дополнительных проблем, технический план лучше всего сразу заказывать у профессионалов компании «Земля и Право». Здесь же вам помогут с оформлением частного дома в целом, как в формате консультации, так и практической поддержки.